Анализ художественного текста
На завершающем этапе основного образования появляется возможность сблизить преподавание русского языка и литературы. Опорой, ключевой единицей курса русского языка становится текст. Для анализа используются публицистические, научные и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические и научные тексты имеют литературоведческую
тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий на учебники по литературе и пр.).
При таком подходе учебно-тренировочные задания способствуют развитию традиций школьного сочинения на литературные темы, создают на занятиях развивающую речевую среду, что благоприятно влияет на совершенствование
грамотности и языковой интуиции, без чего невозможен процесс формирования речевой, коммуникативной и лингвистической компетенции выпускника профессионального училища.
Цель программы: формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.
- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;
- учить читателей и слушателей воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования ИВС;
- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;
- дать учащимся основы речевой и коммуникативной компетентности.
Предметный курс «Комплексный анализ текста» адресован учащимся 9 класса.