02.09.2021
Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде
Проблема
межнационального общения всегда была и будет актуальной. Значение слова Толерантность – это (от
лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение
страданий), социологический термин, обозначающий терпимость к иному
образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Межнациональное
общение – это вид социального
общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой,
политикой, наукой, культурой, языком.
В
процессе межличностного общения представителей различных культур происходит
обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее
развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению
исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда
культурные контакты бывают положительными.
Проблемы толерантности:
1)
сглаживание между ценностными ориентациями различных социальных групп
2)
социально-экономическая дестабилизация
3)
страх перед возможным ущемлением «национального достоинства»
Древние
философы предостерегали:
«Трех
вещей нужно избегать(в жизни): ненависти, зависти и презрения».
Все
мы знаем, что ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и
издевательство над другими, поэтому важна роль педагога в формировании
толерантности.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она
подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим,
способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.
Толерантность также является основой демократии и прав человека.
Сегодня
очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и
терроризма среди молодежи необходимо делать на их
профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма
необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов
при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В
новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными
структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей
задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа
будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.
Особая
миссия при этом должна отводиться семье, школе, университетам, религиозным
деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки,
науки и т.д. Важно создание единого образовательного пространства
«семья-школа-вуз», главной задачей которого станет информационное
противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи.
Важной
определяющей компонентой в разработке стратегии в антитеррористической работе
(и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая,
образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного
сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у
молодых людей.
Особая
роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых
знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной
ответственности за террористические деяния, а также введение антитеррористического
образования в различных образовательных учреждениях.
Деятельность
образовательного учреждения МБОУ ООШ №9 направлена на предупреждение,
предотвращение негативных явлений в молодежной среде, профилактику
национального экстремизма и формирование культуры межнационального общения.
Педагогические
работники школы комплексно подходят к формированию толерантного отношения
подростков к гражданам любой национальности, патриотическому воспитанию
личности.
Классными руководителями были проведены следующие
мероприятия:
«Добрые люди земли русской», круглый стол «Молодежь говорит
– экстремизму нет!», в которой приняли участие обучающиеся 9 класса и
обсуждались проблемы отрицательного влияния экстремизма на нашу
многонациональную страну. Классные руководители 5-8 классов побеседовали с
детьми на тему «Человек среди людей. Твое поведение в общественных местах».
Важную
часть работы занимают циклы тематических бесед по профилактике экстремизма,
национальной розни, воспитанию толерантности: «Толерантность начинается с
улыбки», «Дружат дети на планете», «Закон РФ о противодействии экстремистской
деятельности», «Зачем творить добро» и другие.