Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся ия с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФАОП
Описание образовательной программы
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее -
АООП УО) МБОУ ООШ № 9 разработана в
соответствии с Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
2.
Содержание АООП УО представлено учебно-методической документацией (учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
рабочая программа воспитания, календарный план
воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.
В соответствии с ФАООП УО МБОУ
ООШ № 9 разрабатывает следующие адаптированные основные
общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - обучающихся
с УО, АООП):
АООП образования обучающихся с УО (с 1 по 4 класс,
включая дополнительный класс, с 5
по 9 класс и с 10 по 12 класс);
АООП образования глухих обучающихся с УО (с 5 по
9 и
с 10 по 12 класс);
АООП образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с УО (с 5 по 9 ис 10 по 12
класс);
АООП образования слепых обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс); АООП образования слабовидящих обучающихся с УО (с 5 по 9
и с 10 по 12 класс);
АООП образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) с УО (с 5
по 9 и с 10 по 12 класс);
АООП образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее
-
РАС) с УО (с 5 по 9 и
с 10 по 12 класс).
АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
- ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
АООП может быть реализована в разных формах:
как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях.
Обязательной
является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для
обеспечения возможности освоения обучающимися АООП может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов
нескольких организаций, а также при необходимости
с использованием ресурсов и иных организаций.
4.
В основу разработки АООП УО МБОУ ООШ № 9 заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании
того, что развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода
в образовании является
обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием
образования.
В
контексте разработки АООП УО реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание
результатам образования социально
и личностно значимого
характера; прочное усвоение
обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их
продвижения в изучаемых предметных областях;
существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий
для общекультурного и личностного развития
на основе формирования базовых учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
5.
В основу АООП УО положены
следующие принципы:
принципы
государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;
принцип
практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико- ориентированных
задач;
принцип
воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий,
адекватных способов поведения в разных социальных
средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь
и непрерывность образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения:
от младшего до старшего школьного возраста;
принцип
целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способамии приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса
усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные
жизненные ситуации, что позволяет
обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
6.
Структура АООП УО включает целевой,
содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
7.
АООП УО имеет два варианта:
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1) (далее - АООП УО (вариант 1) и федеральная адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее -
АООП УО (вариант 2).
Каждый вариант
ФАООП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее
реализации, обеспечивающие удовлетворение как
общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с умственной отсталостью, получение
образования вне зависимости от выраженности основного нарушения, наличия других нарушений развития,
места проживания обучающегося, вида образовательной организации. В соответствии с требованиями Стандарта образовательная организация может создавать для каждой нозологической группы два варианта
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2.
Обучающийся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)получает в пролонгированные сроки образование по
АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья.
На основе Стандарта создается
АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа
развития; далее - СИПР), к которой
может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида
(далее - ИПРА) в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.