Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО)
определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне
основного общего образования и направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
учащихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление
здоровья учащихся.
ООП
ООО состоит из целевого, содержательного и организационного разделов.
Целевой раздел включает:
· пояснительную
записку;
· планируемые
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования;
· систему
оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Содержательный
раздел включает:
· программу
формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
основного общего образования;
· программу
отдельных учебных предметов, курсов;
· программу
воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
· программу
коррекционной работы.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего
образования.
Цель ООП ООО: достижение учащимися
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным стандартом основного общего образования.
Реализация поставленной цели при
разработке и реализации ООП ООО МБОУ ООШ № 9 определяется решением следующих
задач:
· формирование
общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их
социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
· обеспечение
планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
учащегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
· становление
и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
· обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
· обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
· установление
требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого учащегося, формированию образовательного базиса, основанного не только
на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий для её самореализации;
· обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной
деятельности, взаимодействия всех его участников;
· организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества,
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· участие
учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
· включение
учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
· социальное
и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся
при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с
базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования;
· сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся,
обеспечение их безопасности.
Основными
принципами построения ООП ООО МБОУ ООШ №9 являются:
· принципы
дидактики;
· гуманизации
и культуросообразности;
· целостности
и вариативности;
· индивидуализации
и дифференциации;
· преемственности
и развития;
· системности;
· творческой
активности личности.
В основе реализации ООП ООО лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает:
· воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
· формирование
соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в
системе образования, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)
личностного и познавательного развития учащихся;
· ориентацию
на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития учащихся;
· учёт
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
· разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
· ООП
ООО МБОУ ООШ № 9 определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, их саморазвитие и самосовершенствование,
обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических
способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
ООП
ООО, с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим
образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы,
опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в
себя возрастной период с 11 до 15 лет.
Программа
адресована всем субъектам образовательного процесса в школе на уровне основного
общего образования, к числу которых относятся: педагоги основной школы;
учащиеся основной школы; родители учащихся 5-9 классов; представители
общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных
органов ОУ; представители органа-учредителя и другие.
Выполнение
ООП ООО обеспечивается за счет федерального бюджета, местного бюджета и
дополнительных привлеченных средств (спонсорская помощь, добровольные
пожертвования). Ресурсное обеспечение реализации программы на уровне основного
общего образования, условия организации образовательного процесса находятся на
допустимом уровне.
ООП
ООО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность.
Для
реализации ООП ООО определяется нормативный срок - 5 лет, который связан с
двумя этапами возрастного развития:
· первый
этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к
подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, бесстрессовый
переход учащихся с одного уровня образования на другой;
· второй
этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробование себя в
разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение
индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых
образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого
способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных
видений в учебном предмете (предметах).