Чтение
Цель предмета «Чтение»: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное, речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед обучающимися сама жизнь.
Основными задачами обучения чтения являются:
• формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
• развивать познавательный интерес, познавательную деятельность детей к прочитанному произведению;
• максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
• научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
• воспитание у обучающихся интереса к чтению и родному языку, элементарной читательской культуры, нравственных качеств, развитие целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. воспитывать нравственные качества.
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование работы артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания.
2.Развитие зрительного восприятия и узнавания;
3.Развитие пространственных представлений и ориентации;
4.Развитие основных мыслительных операций;
5.Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
6.Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
8.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
В программу по чтению подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения. Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Продолжается систематическая работа по обучению чтению про себя,
отработка навыка выразительного чтения.
Учебная программа для учащихся с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее АООП НОО) МБОУ ООШ № 9 и программы В.В. Воронковой чтение / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: «Просвещение», 2008
Цели и задачи курса
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание.
Задачами уроков чтения в младших классах являются:
- воспитание у детей интереса к уроку чтения и чтению как процессу;
- формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
- формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию детей текст вслух, шёпотом, а затем про и себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
- развитие у них умения общаться на уроках чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о неизвестных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, задавать вопросы автору, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и т. д.