Пояснительная записка
Наиболее перспективной и эффективной в современном мире считается
профилактическая стратегия обучения молодежи жизненным навыкам. Наличие
адекватной информации, развитие самостоятельности у подростка, помощь и
поддержка, узнать о себе. Такая потребность способствует освоению и присвоению
ценности вести здоровый образ жизни. Для этого важно учитывать особенности
современной молодёжи и влияния той среды, в которой она живет и присваивает
себе ценности жизни. С теми трудностями, с которыми встречается современная
молодежь не всегда можно справиться самостоятельно, и данная программа обучает
молодежь быть вооруженными знаниями – навыками, которые им помогут
правильно найти эффективный путь по преодолению той или иной ситуации, не
нанеся вред себе и окружающему их обществу.
Целью данной программы является: формирование жизненных навыков у
обучающихся и приобретения опыта использования их для успешной социализации
личности в обществе.
Данная цель достигается через следующие задачи:
1. Развить навыки стрессоустойчивости и умение нейтрализации
эмоциональных и социальных проблем;
2. Развить способности к взаимопониманию;
3. Побудить к самостоятельности в принятии решения, через умения не
перекладывать на других решение собственных проблем, через понимание
собственных задач в конкретной ситуации.
Программа, прежде всего, учитывает приобретение опыта безопасного
поведения в различных жизненных обстоятельствах, жизненных ситуациях, в том
числе и употребление наркотиков. Вот лишь несколько возможных индивидуальных
предпосылок потребления ПАВ:
Имитация – молодые особи, а человек – дитя природы, учатся подражать
старшим. Если молодой человек видит перед собой взрослого, курящего сигарету
или принимающего алкоголь, ему захочется сделать то же самое.
Принадлежность к группе – человек – это социальное существо. Он ждет,
что его примет группа, к которой он хочет принадлежать. Люди тянутся к себе
подобным, и это особо важно в подростковом возрасте, когда появляется чувство
собственного «я». Желание быть частью группы, в которую принимают за
присвоение какой – либо ценности влечёт подростков к иллюзорной мечте
изменений.
Потребность быть взрослым – взрослые имеют некоторые «преимущества и
выгоды». Взрослым разрешено то, что нельзя детям (например, пить алкоголь,
курить), у взрослых иная шкала отношений. Иногда взрослые обращаются с
молодыми людьми, как с детьми, и одновременно ждут от них взрослого поведения.
Не удивительно, что и подростки хотят казаться взрослыми, не являясь таковыми.
Любопытство – взрослая жизнь, которая скрыта от подростков, окружена
ореолом тайны, которая усиливает любопытство. Любопытство – это важное
качество для изучения, это качество педагоги должны поощрять, но любопытство к
тому, что они еще не готовы понять и осмыслить, поощрять, естественно, не
следует.
Исследование своих возможностей - подростковый возраст – время
определения своих возможностей, что человек способен сделать. Подростки
спрашивают себя: «Что я могу сделать?» и они исследуют свои возможности и
возможности других. Для некоторых необходимо знать границы и рамки
родительской любви и заботы. Исследование границы – что может сказать молодой
человек: «Я хочу быть свободен». «Я смогу остановиться, когда захочу!».
Низкое чувство собственного достоинства – некоторые подростки
невысокого мнения о себе, и они хотят узнать мнение других о себе. Прием
наркотиков повышает самомнение. Низкое чувство собственного достоинства: «Я
чувствую себя плохо, но ничего не сделаю, чтобы почувствовать лучше», «Я не так
привлекателен, как мои друзья».
Уход от действительности – у многих подростков имеется желание уйти от
действительности. Некоторые находятся в тяжелых условиях: их оскорбляют в
семье, унижают, избивают, насилуют. Другие - скрывают свои проблемы.
(например, неразделенную любовь, гиперпротекцию или, когда возможности не
соответствуют родительским ожиданиям, или общая неудовлетворенность жизнью.
Скука и потребность в возбуждении – многие утверждают, что их жизнь
скучна. Чаще они оправдывают свою бездеятельность, но некоторые действительно
испытывают скуку. Они жаждут эмоций, но не всегда получают их и считают, что
имеют проблемы социального характера или физические недостатки. Скука и
потребность в эмоциях – что же молодой человек может подумать? «Что я сейчас
делаю?». «Я хочу испытать радость!».
Неуязвимость, риск – часто подростки не имеют опыта в тех вещах, которые
делают. Иногда они не знают своих «слабых сторон», уязвимых мест и идут на риск.
Неуязвимость, риск – что молодой человек может сказать? «Я слишком умен, чтобы
тревожиться!». «Со мной ничего не случится!».
Кроме выше указанных факторов, есть еще множество других, которые могут
привести к необдуманному решению к употреблению ПАВ.
Возрастная категория участников программы: 11-14 лет.
Срок реализации программы 1 год – 35 занятий.
В неделю 1 занятие - 40 минут.
Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:
- тренинговые формы работы;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- беседа;
- телесно-ориентированные техники;
-рефлексия.
Формы организации и проведения профилактической работы
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в
обучающих группах (фактически это тематическое занятие с элементами группового
тренинга).
Программа предусматривает шесть этапов реализации:
1 этап: старт;
2 этап: основные потребности;
3 этап: самопонимание и самоуважение;
4 этап: чувства;
5 этап: мысли;
6 этап: коммуникации.
Ожидаемый результат:
1. Овладение навыками стрессоустойчивости и умением нейтрализации
эмоциональных и социальных проблем.
2. Овладеть способностью к взаимопониманию.
3. Осознавать свою способность в самостоятельном принятии решении, через
умения не перекладывать на других решения собственных проблем, через
понимание собственных задач в конкретной ситуации.
Содержание курса внеурочной деятельности
№
п/п
1
2
Этапы
I. Старт
II. Основные
потребности
Название
1.Стартовое занятие.
- установить основные правила для работы по
«Жизненным навыкам»;
2. «Здравствуйте!»
- создание позитивной, доброжелательной,
комфортной и доверительной атмосферы.
2 занятия
- познать свои и чужие чувства;
1.Пирамида жизни.
2. «Торт»
потребностей.- 1 и 2
часть.
3. «Моё развитие».
4.«Мой выбор».
5.«Права ребенка»
6. «Мир моих
увлечений». 1 и 2 часть
3
III.
Самопонимание
и самоуважение
1.«Кто я?»
2. «Мы одинаковые –
мы разные». 1 и 2
часть.
3. «Я имею право
выражать мое
собственное мнение».
4. «Театр кукол». 1 и 2
часть.
5. «Хороший ли ты
слушатель?»
4
IV. Чувства
1.«Дружба». 1 и 2 часть
2. «Ящик с
проблемами». 1 и 2
часть.
3. «Нравится – не
нравится». 1 и 2 часть.
5
V. Мысли
Цель
1. «Я могу иметь
собственное мнение». 1
и 2 часть.
2. «Чтобы я сделал (а)
-определение основных потребностей
человека;
- каждый человек имеет свои темпы развития;
- побуждать учеников самостоятельно и
ответственно делать выбор;
- информировать учеников о правах, законах
общества, научить их находить помощь, когда
это необходимо;
- раскрытие многогранности и
индивидуальности личности.
8 занятий
-помочь ученикам осознать себя, понять свое
«Я»;
-исследовать причины предупреждения и
значения разнообразия;
-научить выражать собственное мнение, даже
если окружающие их люди имеют другую
точку зрения;
-показать ученикам способы взаимодействия с
внешним миром, дать им возможность
осознания состояния зависимости;
-научить слушать других и разрабатывать эти
навыки.
6 занятий
-понять что такое «дружба», определить её
границы;
- научить учеников рассказывать о своих
проблемах, развивать отзывчивость и
готовность помогать другим;
-оценить свои позитивные и негативные
чувства, получить знания о чувствах –
«нравится –не нравится».
6 занятий
-научить делать выбор, а не принимать первое
попавшееся решение;
-дать ученикам шанс попрактиковаться в
решении сложных проблем.
бы?»
6
VI.
Коммуникации
1.«Наши роли». 1 и 2
часть.
2. «Я и другие Я». 1 и 2
часть
3. «Различные способы
общения». 1 и 2 часть
3 занятия
-помочь познать себя и свою роль в жизни;
-научить оценивать свои позитивные,
негативные качества и безопасно использовать
их;
-помочь ученикам освоить различные пути
общения между собой;
-научить учеников способности убеждать, и
пользоваться этой способностью в принятии
решений.
4. «Вы убеждены?». 1
и 2 часть.
5. Итоговое занятие.
9 занятий
ВСЕГО: 34 часа
Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Учебно-тематическое
планирование
Стартовое занятие
«Здравствуйте!»
Пирамида жизни
«Торт» потребностей»
1 и 2 часть
«Мое развитие»
«Мой выбор»
«Права ребенка»
«Мир моих увлечений»
1 и 2 часть
«Кто я?»
«Мы одинаковые - мы
разные»
«Я имею право выражать
свое мнение».
«Театр кукол»
1 и 2 часть
«Хороший
ли
ты
слушатель?»
«Дружба»
1 и 2 часть
«Ящик с проблемами»
1 и 2 часть
«Нравится – не нравится»
1 и 2 часть
«Я
могу
иметь
собственное мнение»
1 и 2 часть
«Чтобы я сделал(а) бы?»
«Наши роли».
1 и 2 часть
«Я и другие я.» 1 и 2
часть
«Различные
пути
общения». 1 и 2 часть
«Вы убеждены?» 1 и 2
часть
Итоговое занятие
Итого:
План
Факт
Кол-во
часов
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
34
Примечание
Список литературы:
1. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их
использования. Пособие для классных руководителей, психологов, социальных
педагогов, медицинских работников и других специалистов, работающих с
детьми и подростками. Сухой Лог 2015 год.