КВД Робототехника

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии
научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317
«О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. №
11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018 № 196); - «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
Программа учебного курса «Робототехника» имеет техническую направленность,
носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие учащимися
критического мышления, коммуникабельности, командности, креативности и т.д.; с
другой стороны, формирует базовые технические и инженерные навыки, знания и умения.
Оборудование используемое для реализации курса внеурочной деятельности
«Робототехника» «Точка Роста»:
1. Образовательный конструктор для практики блочного программирования с
комплектом датчиков;
2. Четырѐхосевой учебный робот манипулятор с модульными сменными
насадками;
3. Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических
систем и манипуляционных роботов.
Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного
цикла. Теоретические и практические знания по робототехнике значительно углубят
знания учащихся по ряду разделов физики (статика и динамика, электрика и электроника,
оптика), математике и информатике. Курс «Робототехника» является ознакомительным и
не предполагает наличия у обучаемых навыков в области робототехники и
программирования. Преподавание курса предполагает использование компьютеров и
специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что
компьютер используется как средство управления моделью; его использование
направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся
получают представление об особенностях составления программ управления,
автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Робот-конструктор позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.

1

Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектноисследовательской деятельности, и программы по робототехнике полностью
удовлетворяют эти требования.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа внеурочной
деятельности «Робототехника» имеет техническую направленность, разработана для
обучающихся разновозрастных групп от 11-15 лет, направлена на расширение знаний у
обучающихся в области программирования робототехники.
Актуальность программы
Робототехнический комплект
помогает стимулировать интерес школьников к
естественным наукам и инженерному искусству. В основе обучения лежит формирование
универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень усвоения
которых предопределяет успешность последующего обучения ребѐнка. Это одна из
приоритетных задач образования.
Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только
конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа ориентирована на
целостное освоение материала: ребѐнок эмоционально и чувственно обогащается,
приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической
деятельности, реализуется в творчестве.
Отличительная особенность программы
Данная программа реализуется на основе системно-деятельностного подхода, где
центральное место занимает проектная деятельность, в ходе которой учащиеся осваивают
конструирование и начальное программирование робототехнических моделей, учащиеся
начинают понимать, как соотносится реальная жизнь и абстрактные научные теории и
факты.
Цель программы:
Способствовать формированию у обучающихся общенаучных и технологических
навыков конструирования и проектирования, приемов сборки и программирования
робототехнических средств
Задачи:
- сформировать у обучающихся первичное представление о робототехнике,
ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и
производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение
постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить
конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- сформировать у обучающихся представление об основных приемах сборки
и программирования робототехнических средств;
- научить обучающихся применять на практике приемы сборки и
программирования робототехнических средств;
- способствовать развитию творческой инициативы, самостоятельности,
способности логически мыслить, анализировать;
- организация условия для формирования у обучающихся навыков
Планируемые результаты
Личностные:
- адаптация ребѐнка к жизни в социуме, его самореализация;
- приобретение уверенности в себе;
- формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и
взаимопомощи;
- развитие коммуникативных качеств.
Метапредметные:
- обучение основам 3D моделирования, приобретение навыков геометрических
2

построений, владения математической терминологией, использования его для описания
предметов окружающего мира, пространственных представлений и изобразительных
умений.
- изучение различных естественнонаучных тем, получение знания о естественной
среде обитания животных в процессе сборки роботизированных моделей, изучая то, как
различные условия обитания определяют основные потребности животных;
- развитие навыков повествования, написания технических статей и работ,
сочинения историй, пояснения методов решения, обобщения полученных результатов,
выдвижения гипотез; полученных результатов;
- использование программного обеспечения, проектирование и сборка рабочей
модели, целенаправленное применение цифровых технологий, систематизация,
объяснение идей при помощи цифровых технологий;
- применение ИКТ для систематизации мышления. Анализ задач в терминах
алгоритмики, практический опыт по написанию компьютерных программ для решения
различных задач.
В ходе изучения курса выпускник научится:
- основам принципов механической передачи движения;
- работать по предложенным инструкциям;
- основам программирования;
- доводить решение задачи до работающей модели;
- творчески подходить к решению задачи;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений.
Предметные результаты:
В результате обучения, учащиеся знают:
- простейшие основы механики;
- правила безопасной работы;
- компьютерную среду программирования и моделирования
- виды конструкций, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления конструкций.
В результате обучения, учащиеся умеют:
- работать по предложенным инструкциям, анализировать, планировать
предстоящую практическую работу.
Формы контроля:
- педагогическое наблюдение;
- устный опрос;
- выполнение практического задания
- тестирование и анкетирование;
- участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
Способом оценки достижений является гибкая рейтинговая система.
К концу года учащиеся должны:
Знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
3

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
-создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме,
по собственному замыслу.
Уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и
обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
- логически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является
участие школьников в различных лего-конкурсах и олимпиадах по робототехнике.
3. Содержание курса
Введение
Правила поведения и техника безопасности в кабинете и при работе с
конструктором.
Правило работы с робототехническим конструктором.
Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных
научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических
разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. История
робототехники от глубокой древности до наших дней.
Формы занятий: лекция, беседа, презентация, видеоролик.
Знакомство с роботехническим конструктором
1) Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора.
Знакомство детей с роботехническим конструктором, с цветом LEGO - элементов.
История создания конструктора LEGO
Формы занятий: лекция, беседа, презентация, видеоролик.
2) Изучение механизмов
Продолжение знакомства детей с конструктором, с формой
деталей
роботехнического конструктора, которые похожи на кирпичики, и вариантами их
скреплений. Первые шаги. Обзор основных приѐмов сборки. Построение простых
конструкций (змейка; гусеница; фигура: треугольник, прямоугольник, квадрат;
автомобильный аварийный знак). Построение механического «манипулятора».
Изучение механизмов: зубчатые колѐса, промежуточное зубчатое колесо,
понижающая зубчатая передача, повышающая зубчатая передача, шкивы и ремни,
перѐкрѐстная ременная передача, снижение, увеличение скорости и их обсуждение.
Для закрепления материала учащийся должен построить мини вентилятор на основе
пройденных передач.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в парах, индивидуальная работа,
решение проблемы, практическая работа.
3) Изучение истории создания современной техники
Знакомство с историей создания современных средств передвижения
(наземные, плавательные, летательные)
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, презентация, видеоролик.
4) Конструирование заданных моделей
4

Средства передвижения
Учащиеся должны построить модель плавательного средства, что поможет им
изучить основные части средства, виды валов и специальные детали конструктора Lego,
которые помогают производить поворотные движения на 360градусов.
Учащиеся должны построить трехколесный и обычный автомобиль с
водителем и без. Такие действия помогут изучить работу колес и осей
механизмов.
Строительство мотоцикла поможет учащимся больше узнать работу
предлагаемого механизма, так же произойдет повторение темы «оси и колеса».
Модель малого самолета и малого вертолета раскрывает основную движущую
работу механизмов (движение лопасти двигателя самолета и лопасти винта вертолета).
Забавные механизмы
Забавные механизмы помогают учащимся закрепить пройденный материал по
работе механических передач.
Учащиеся должны построить «Детская Карусель», «большой вентилятор»,
«Мельница», при построении таких моделей развиваются навыки по применению
механических передач в различных механизмах.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная работа,
решение проблемы, практическая работа, зачѐт.
5) Индивидуальная проектная деятельность
Разработка собственных моделей в парах и группах. Выработка и утверждение
темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели.
Презентация моделей. Выставка. Соревнования. Творческая деятельность, выраженная в
рисунках на тему «Мой робот». Повторение изученного ранее материала. Подведение
итогов за год. Перспективы работы на следующий год.
Формы занятий: беседа, работа в группах и парах, индивидуальная работа,
решение проблемы, практическая работа.
4. Календарно – тематический план
№
п/п

Форма занятий

Раздел 1. Введение (4 ч.)
1
Индивидуальная
/ групповая
2
индивидуальная/
групповая
3-4

индивидуальна
я/ групповая

Колво
часов

Тема занятий

1

Вводное занятие.
Техника безопасности
Правила работы с
конструктором.

беседа

Робототехника для
начинающих.

практическа
я

1
2

Раздел 2. Знакомство с конструктором (2 ч. )
5
индивидуальная/ 1
Знакомство с
групповая
конструктором Lego
6
индивидуальная/ 1
История развития
групповая
робототехники
Раздел 3. Изучение механизмов ( 24ч.)
7-10
индивидуальна 4
я/ групповая

Конструирование
легких механизмов
(змейка; гусеница;
5

Форма
контроля

беседа

беседа
практическая

практическа
я

План

11-14

индивидуальна
я/ групповая

4

15-18

индивидуальна
я/ групповая
индивидуальна
я/ групповая

4

20-21

индивидуальна
я/ групповая

2

22

индивидуальна
я/ групповая

1

23-24

индивидуальна
я/ групповая

25

индивидуальна
я/ групповая
индивидуальна
я/ групповая

19

26-27

1

фигура:
треугольник,
прямоугольник,
квадрат;
автомобильный
аварийный знак)
Конструирование
механического
большого
«манипулятора»
Конструирование
модели автомобиля
Зубчатая передача.
Повышающая и
понижающая
зубчатая передача

практическа
я
практическа
я
практическа
я

Механический
«сложный
вентилятор» на
основе зубчатой
передачи
Ременная передача.
Повышающая и
понижающая
ременная передача

практическа
я

2

Механический
«сложный
вентилятор» на
основе ременной
передачи

практическа
я

1

Реечная передача

2

Механизм на основе
реечной передачи

практическа
я
практическа
я

практическа
я

индивидуальна 1
Червячная передача практическа
я/ групповая
я
29-30
индивидуальна 2
Механизм на основе практическа
я/ групповая
червячной передачи я
Раздел 4. Знакомство с программным обеспечением и оборудованием ( 4ч.)
31
индивидуальна 2
LegoEducationWeDo
я/ групповая
(среда
практическа
программирования
я
Scratch, приложение
Scratch v1.4)
32-33
индивидуальна 2
Виртуальный
я/ групповая
конструктор Lego
практическа
«LEGO
я
Digital Designer»
Раздел 5. Изучение специального оборудования набора LEGO (3 ч.)
28

6

34
35
36

индивидуальна
я/ групповая
индивидуальна
я/ групповая

1

Средний мотор

1

USB хаб
(коммутатор)

индивидуальна
я/ групповая

1

Датчик наклона.
Датчик движения

практическа
я
беседа
практическа
я

Раздел 6. Конструирование заданных моделей (15 ч.)
37-38

индивидуальна
я/ групповая

2

Малая «Яхта автомобиль»

практическа
я

39-40

индивидуальна
я/ групповая

2

Движущийся
автомобиль

практическа
я

41-42

индивидуальна
я/ групповая

2

Движущийся малый
самолет

практическа
я

43-44

индивидуальна
я/ групповая

2

Движущийся малый
вертолет

практическа
я

45-46

индивидуальна
я/ групповая

2

Движущаяся
техника

практическа
я

47

индивидуальна
я/ групповая

1

Весѐлая Карусель

практическа
я

48

индивидуальна
я/ групповая

1

Большой
вентилятор

практическа
я

49

индивидуальна
я/ групповая

1

Комбинированная
модель «Ветряная
Мельница»

практическа
я

50-51

индивидуальна
я/ групповая

2

«Волчок» с
простым
автоматическим
пусковым
устройством

практическа
я

Раздел 7. Индивидуальная проектная деятельность (16 ч.)
52-54

индивидуальна
я/ групповая

3

Создание
собственных
моделей в парах

практическа
я

55-56

индивидуальна
я/ групповая

2

Создание
собственных
моделей в группах

практическа
я

57

индивидуальна
я/ групповая

1

Соревнование на
скорость по
строительству
пройденных моделей

практическа
я

58-61

индивидуальна
я/ групповая

3

Повторение
изученного

беседа

7

материала
62-64

индивидуальна
я/ групповая

3

65-66

индивидуальна
я/ групповая
индивидуальная/
групповая

2

индивидуальная/
групповая

1

67
68

2

Творческая
деятельность
(защита работ)
Работа с программой
LEGO
Подведение итогов за
год

практическа
я

Перспективы работы
на следующий год

беседа

практическа
я
беседа

* Шрифтом выделены уроки, проводимые с оборудованием центра «Точка роста».
5. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5
http://kurokam.ru/load/klass/5_klass/pervyj_shag_v_robototekhniku_rabochaja_tetrad_5_6_klas
sy_koposov_d_g_124_2012/16-1-0-5067
2. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: для 5-6 классов. – М.:БИНОМ.
3. А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ.
4. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил. ISBN 978-5-9963-0272-7
https://lbz.ru/books/224/5043/ https://bookwinx.ru/book/uroki-lego-konstruirovaniya-v-shkolemetodicheskoe-posobie.46559/ CD. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя.
5.. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group,
перевод ИНТ, - 134 с., ил.
6. LEGO ® WeDo ™ (LEGO Education WeDo)»
Интернет-ресурсы:
1.Институт новых технологий. – www.int-edu.ru
2.Сайт, посвященный робототехнике.
http://insiderobot.blogspot.ru/
3.Мой робот. http://myrobot.ru/stepbystep/

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».