Музыка

20.11.2020

«Классическая соната»

23.11.2020

Урок 11 «Классическая соната»

Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе

означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все

вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь). Но позже соната стала

одним из жанров инструментальной музыки. Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете,

где их можно было услышать?

Ответы детей ……..

 Учитель: Всё верно, их можно было услышать в церквях. Это произведения, которые писали

специально для сопровождения богослужения.  

Как вы думаете, сонаты писали только для одного инструмента или для нескольких?

Ответы детей…….

Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для

ф- но, но и для 2- х инструментов, например для скрипки и ф-но, для виолончели и ф-но. Вот

например, Бетховен писал сонаты только для ф-но и написал он 32 сонаты.

У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- ф- но.

У Фридерика Шопена всего 4 сонаты, написанные для ф-но. У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для ф-но

То есть, какой мы можем сделать вывод? Какие композиторы писали сонаты?

Ответы детей 

Учитель: Ребята, как вы думаете, можно сравнить музыкальный жанр сонату с литературным

жанром повестью или романом? Почему?

Ответы детей ………

Учитель: Потому что, как и повесть, роман соната делиться на несколько «глав» т.е. - частей. Как и

повесть или роман соната населена различными «героями» - музыкальными темами. Темы эти не

просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в

конфликт.

Мы  подошли  с  вами  к  такому  понятию,  как  сонатная  форма.  Как  вы  это  понимаете?

Чтобы расширить ваши знания, я предлагаю вам открыть учебник на стр. 102 , найти и записать, из Хочу такой сайт

каких  разделов  состоит  сонатная  форма.  Сонатная  форма:  I  часть  –  экспозиция  -  основные

музыкальные  темы  -  главная  и  побочная  -  либо  противопоставляются  друг  другу  или  дополняют

одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть –

реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями. 

Учитель: Что такое кода?

Дети:  Кода  -  окончательная  точка  завершения,  итог,  позволяющий  слушателю  понять  замысел

композитора.

Какой мы можем сделать вывод? (сонатная форма - это...)

Ответы детей.

(музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции)

противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в

третьем (репризе) повторяется экспозиция).

 

Учитель: Сегодня мы будем говорить о сонате, которую написал знакомый вам композитор. Какой?

«Патетическая» - Л.В.Бетховен

Учитель: Чаще  всего  сонаты обозначаются  номерами  и  не  имеют  названий.  Иногда композиторы

давали  названия  своим  сонатам.  Например,  у  Бетховена  мы  можем  услышать  «Лунную  сонату»

(сонату №14), «Патетическую сонату» (соната №8). Найдите в тексте учебника, что означает слово

"патетическая" и кто придумал так назвать произведение и запишите себе в тетрадь (стр.104).

Ответы детей 

Учитель: Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю

Лихновскому. Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия.

Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года.

Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей

были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же

рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись

кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в Патетической сонате.

Д/з: прочитать в учебнике стр.102-105

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».