14.03.2022
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. Понятия и причины.
Понятие, классификация, причины самовольных уходов
Под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.
Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).
Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:
побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;
побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;
«специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.
Весьма удачной представляется также зарубежная классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми. Согласно данной типологии выделяются основные группы детейбеглецов:
1. Беглецы-исследователи - это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы - исследователи ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость.
2. Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия.
3. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подростки часто еще более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Нередко к уходу из дома их подталкивают избиения или угрозы.
Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворенности ребенка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.
Профессор, доктор медицинских наук А. Е. Личко связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По мнению А.Е. Личко, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу.
Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условнорефлекторный стереотип». В этом плане исследователь выделяет четыре типа побегов у детей: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические.
В данных материалах классификация побегов по А. Е. Личко представлена в виде таблицы, которая помогает нам определить, какое поведение может предшествовать побегу, что происходит во время побега, какие цели преследуют дети, когда покидают учреждение.
Поведенческая реакция в виде уходов из дома может быть мотивированной, планируемой и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался несовершеннолетний (к примеру, побег из организации с круглосуточным пребыванием детей, где подростка унижали сверстники, или уход из дома после серьезного конфликта с родителями).
Если подросток реагирует именно так, то значит, что он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному:
у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
у ярких, артистичных, активных детей мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) – т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7 - 8 лет.
Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:
случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);
телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;
предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.
Несмотря на особенности детей с ОВЗ, не все дети убегают. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение или дом для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения. Основные цели самовольных уходов детей можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:
I. Потребности ребенка не удовлетворены:
1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:
Ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками.
Жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения.
Буллинга (издевательствами со стороны сверстников).
2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.
3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.
4. Ищет среду, где будет более успешным.
5. Поиск развлечения и удовольствия.
6. Как реакция на тяжело протекающий возрастной кризис (см. ниже - Классификации побегов по А.Е. Личко).
II. Влияние взрослых на уход ребенка:
1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.
2. Незнание родителями или лицами их заменяющими друзей, товарищей, приятелей – всего круга общения их ребенка.
3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизней, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.
III. Случаи криминального характера (не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам). К таким причинам могут относиться:
Похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком
Вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).
К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:
Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше. Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Переживание «драйва». Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной». Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Скука. Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии.
Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»). Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Протест против родителей. Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению. 6.
Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей). Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.
Замкнутый круг. Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но несправедливое наказание, неадекватное их проступку, замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Организация деятельности по профилактике самовольных уходов в условиях школы
Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, обучающихся в школе. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр занятий направленных на просвещение детей о рискованном поведении, на преодоление различных личностных дефицитов, развития уверенного поведения, развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.
Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Занятия вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также занятия, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.
Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, такая работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики – это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создаются новые индивидуальные занятия.
Принципы работы с проблемой самовольных уходов:
Любой человек, работающий с несовершеннолетними в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально.
Основная общая цель взрослых – снизить количество случаев самовольных уходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо, взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего.
Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями.
Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики. Неотъемлемой частью плана профилактики является проведение эффективного интервью по возвращении ребенка.
Алгоритмы взаимодействия классных руководителей, родителей, психологов, социальных педагогов ОУ с органами внутренних дел по профилактике самовольных уходов
Психолого-педагогическое сопровождение направляется обычно на решение психологических проблем аномального поведения и направлены на достижение социально-психологической адаптации ребенка.
В рамках общеобразовательного учреждения осуществляется выявление семей «группы риска», организуется внутришкольный учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам из дома.
Действия родителей по предупреждению самовольных уходов детей
Располагать информацией о местонахождении ребенка в течении дня;
Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов в летнее время;
Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы: что необходимо делать, если возник пожар; безопасность на дороге, в лесу, на воде; общение с незнакомыми людьми; нахождение дома без взрослых и т.д.
Сделать не смываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.
Алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей
При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:
Обзвонит друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;
Обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).