ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Я, ты, он, она – вместе целая страна» (далее Программа) составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Программе воспитанияМБОУ ООШ №9. Данная Программа является преемственной по отношению к
программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».
Актуальность Программы обусловлена тем, что воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых
является внеурочная деятельность обучающегося. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность
обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые
игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным
проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и
организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать
свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и
еще «психологических младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника,
которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности по
усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом
классе происходит переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер обучения по сравнению с начальной школой,
поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное формирование
ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них
формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении
доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои
поступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции . Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям
пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной
значимости как полноправного члена общества . Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы
взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,
формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок преобразовывает
персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем
разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает
активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»
разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной
организации и направлена на их активную социализацию.
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с
учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
●
●
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
●
приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
●
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
межличностных и социальных отношений;
● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
Методологические основаниями Программы:
●
аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой социальную деятельность, направленную на
передачу ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
●
антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и
духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в событийных общностях,
в которых происходит зарождение нравственного сознания, обретается опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;
●
системно-деятельностный подход обуславливает системную реализацию воспитательного потенциала содержания
образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной позиции на
основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и
закреплено классической традиционной педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации совместной деятельности
детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая
ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном событии осуществляется взаимное
обогащение всех субъектов воспитательного процесса. Оно способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативно сти
пятиклассников .
Место курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ ООШ №9 с. Рудянское программа «Я, ты, он, она – вместе
целая страна» реализуется в 5 классах в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество – 34 часа
в год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка,
его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах
поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности
и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности,
помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников
и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления
о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах
жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права
и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной
деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской
гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или
группе ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых
способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке
педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной
деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события
для группы (см.рис.1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким
образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания и
умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к
ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты, он-она — вместе целая страна» наглядно демонстрирует особенности
протекания активной социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее
социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра,
которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие
помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того,
Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории социальных
партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении занятий Программы, а также старшеклассников
(наставников), других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение
достижений школьниками следующих личностных и метапредметных
образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
- проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к
истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или
исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья,
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других без осуждения;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
- умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
- различать, выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других без осуждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
Классные события
«Моя школа — мои
возможности»
Темы занятий
Количество часов
Занятие 1. «Какие мы?»
1
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
2
Занятие 4-5. «Школьные старты»
2
Занятия 6–7. «Мы — команда»
2
ИТОГО: 7
2
«Моя семья — моя опора»
Занятие 8. «История моей семьи»
1
Занятие 9. «Семья — начало всех начал»
1
Занятие 10-12
«Правила счастливой семьи»
3
ИТОГО: 5
3
«Мой выбор — моя
ответственность»
Занятие 13. «Моя гражданская позиция: почему важно
выбирать»
1
Занятие 14. «Цифровая грамотность и безопасность в сети»
1
Занятие 15. «Безопасное использование цифровых ресурсов»
1
Занятие 16. «Финансовая безопасность»
1
Занятие 17. «Планируем бюджет»
1
Занятие 18. «5 правил финансовой грамотности»
1
Занятия 19–20. «Мы выбираем»
2
ИТОГО: 8
4
«Мои знания — моя сила»
Занятия 21–22. «Чудеса науки»
2
Занятие 23. «Эмоциональный интеллект»
1
Занятие 24. «Правильные привычки: здоровое питание»
1
Занятия 25. «Правильные привычки: правила безопасности»
1
Занятия 26–27. «В здоровом теле — здоровый дух»
2
ИТОГО: 7
5
«Моя страна — моя история»
Занятие 28. «Аллея памяти»
1
Занятие 29. «Живет герой на улице родной»
1
Занятие 30. «Через года, через века помните…»
1
Занятия 31–32. «Зарница»
2
ИТОГО: 5
Итоговое занятие
Резерв ученого времени
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
1
1
ИТОГО: 34 часа
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации разработан учебно-методический комплекс,
состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в которых содержатся методические рекомендации педагогу, помогающие ему
грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта представляет собой документ,
регламентирующий деятельность педагога по планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с
требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его
проектирования, средством представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте представлено
описание необходимого для проведения занятия материально-технического обеспечения, а также обозначено пространство, соответствующее
условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые для проведения занятий демонстрационные и
раздаточные материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно
выбрать задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материально-технических и кадровых ресурсов,
а также уровня сформированности классного коллектива.