РП внеурочной деятельности Я, ты, он, она-вместе целая страна для обучающихся 5 класса на 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Я, ты, он, она – вместе целая страна» (далее Программа) составлена на основе Требований к результатам освоения

основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего

образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Программе воспитанияМБОУ ООШ №9. Данная Программа является преемственной по отношению к
программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».

Актуальность Программы обусловлена тем, что воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых

является внеурочная деятельность обучающегося. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность
обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые

игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным
проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей

обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и
организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать
свою точку зрения и принимать другие точки зрения.

В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и

еще «психологических младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника,

которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности по
усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом
классе происходит переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.

Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер обучения по сравнению с начальной школой,

поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное формирование
ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них

формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении
доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.

Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои

поступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции . Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям
пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной

значимости как полноправного члена общества . Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы

взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,

формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок преобразовывает

персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем
разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает
активную социализацию ребенка.

Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна»

разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной
организации и направлена на их активную социализацию.

Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с

учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
●
●

создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных ценностей, традиций;

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

●

приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,

●

развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;

межличностных и социальных отношений;

● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
Методологические основаниями Программы:

●

аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой социальную деятельность, направленную на

передачу ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
●

антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и

духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в событийных общностях,
в которых происходит зарождение нравственного сознания, обретается опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;
●

системно-деятельностный подход обуславливает системную реализацию воспитательного потенциала содержания

образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной позиции на
основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.

В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и

закреплено классической традиционной педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации совместной деятельности

детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая

ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном событии осуществляется взаимное

обогащение всех субъектов воспитательного процесса. Оно способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативно сти
пятиклассников .

Место курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ ООШ №9 с. Рудянское программа «Я, ты, он, она – вместе

целая страна» реализуется в 5 классах в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество – 34 часа
в год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка,

его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах
поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности
и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности,

помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников
и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.

Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления

о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение.

Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах

жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права
и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.

Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной

деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.

Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской

гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.

Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или

группе ценностей), лежащей в основе события.

Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых

способствует формированию отношения к транслируемой ценности.

Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке

педагога делает выводы о полученных результатах.

Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной

деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события
для группы (см.рис.1).

На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким

образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.

По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания и

умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.

Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к

ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.

Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты, он-она — вместе целая страна» наглядно демонстрирует особенности

протекания активной социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее
социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.

Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра,

которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.

Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие

помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того,
Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории социальных
партнеров.

Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении занятий Программы, а также старшеклассников

(наставников), других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение

достижений школьниками следующих личностных и метапредметных

образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других

людей;

- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений

в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,

- проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к

истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или

исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя;

- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для

физического и психического здоровья,

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том

числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других без осуждения;

- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,

- умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных

интересов и потребностей.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил

общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;

- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в

том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,

понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.

Метапредметные результаты

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы

о взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,

выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных

источниках.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику;

- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение

задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним

составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать

необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,

обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать

организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);

- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими

членами команды;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу

ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

-

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений

группой);

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся

ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом

получения новых знаний об изучаемом объекте;

- делать выбор и брать ответственность за решение;

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к

меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить

позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;

- различать, выявлять и анализировать причины эмоций;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других без осуждения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1

Классные события
«Моя школа — мои
возможности»

Темы занятий

Количество часов

Занятие 1. «Какие мы?»

1

Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»

2

Занятие 4-5. «Школьные старты»

2

Занятия 6–7. «Мы — команда»

2
ИТОГО: 7

2

«Моя семья — моя опора»

Занятие 8. «История моей семьи»

1

Занятие 9. «Семья — начало всех начал»

1

Занятие 10-12

«Правила счастливой семьи»

3
ИТОГО: 5

3

«Мой выбор — моя

ответственность»

Занятие 13. «Моя гражданская позиция: почему важно
выбирать»

1

Занятие 14. «Цифровая грамотность и безопасность в сети»

1

Занятие 15. «Безопасное использование цифровых ресурсов»

1

Занятие 16. «Финансовая безопасность»

1

Занятие 17. «Планируем бюджет»

1

Занятие 18. «5 правил финансовой грамотности»

1

Занятия 19–20. «Мы выбираем»

2
ИТОГО: 8

4

«Мои знания — моя сила»

Занятия 21–22. «Чудеса науки»

2

Занятие 23. «Эмоциональный интеллект»

1

Занятие 24. «Правильные привычки: здоровое питание»

1

Занятия 25. «Правильные привычки: правила безопасности»

1

Занятия 26–27. «В здоровом теле — здоровый дух»

2
ИТОГО: 7

5

«Моя страна — моя история»

Занятие 28. «Аллея памяти»

1

Занятие 29. «Живет герой на улице родной»

1

Занятие 30. «Через года, через века помните…»

1

Занятия 31–32. «Зарница»

2
ИТОГО: 5

Итоговое занятие
Резерв ученого времени

«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»

1
1
ИТОГО: 34 часа

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации разработан учебно-методический комплекс,

состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в которых содержатся методические рекомендации педагогу, помогающие ему
грамотно организовать деятельность школьников.

Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта представляет собой документ,

регламентирующий деятельность педагога по планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с

требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его
проектирования, средством представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте представлено

описание необходимого для проведения занятия материально-технического обеспечения, а также обозначено пространство, соответствующее
условиям проведения занятия.

В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые для проведения занятий демонстрационные и

раздаточные материалы.

При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно

выбрать задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материально-технических и кадровых ресурсов,
а также уровня сформированности классного коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».