ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей
программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего
образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных),
которые возможно формировать средствами литературного чтения с учѐтом возрастных
особенностей обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального
общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других
предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приѐмов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учѐтом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию
творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в
изучении систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного
читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и
повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение.
Приобретѐнные обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач,
а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения
литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением
следующих задач:
- формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого
развития;
- осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
- первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с
представленными предметными результатами по классам;
- овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой
деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации
- для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения
предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов.
Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и
особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных
текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей,
культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению
является представленность разных жанров, видов и стилей произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной
грамотности
обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов,
способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету
«Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов
составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах
по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и еѐ история – важные темы
произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви
к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края –
главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ
Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ
веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой
родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка
произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине.
Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм,
логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя
Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки)
и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора
(пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору).
Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика,
нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной
речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений.
Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных
правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности
сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные
помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М.
Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры.
Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен.
Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как
народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности
жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного
героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как
героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие
слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин
как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка
«Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические
произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения,
структура сказочного текста, особенности сюжета, приѐм повтора как основа изменения
сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные
герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
«В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору).
Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает
увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский
баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности
языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград»,
«Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические
произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в
произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А.
А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П.
Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями.
Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения. Звукопись, еѐ выразительное значение Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к
лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в текстеописании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет,
композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А.
Фет «Кот поѐт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень»,
С.А. Есенин «Берѐза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона»,
И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого:
сказки, рассказы, басни, быль (не менее трѐх произведений). Рассказ как повествование:
связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция):
начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные
виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица,
различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текстаописания, текста-рассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и
другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух).
Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др.
Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С.
Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по
выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его
отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения:
произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С.
Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты
описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский
«Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приѐмыш» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские
судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой
художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и
характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы
крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трѐх авторов).
Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных
качеств, проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его
команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой
юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического
содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух
произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения), Н.Н. Носов «Весѐлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по
выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трѐх авторов по
выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности
авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей.
Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В.
Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утѐнок», Ш. Перро «Подарок
феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание
важности читательской деятельности. Использование с учѐтом учебных задач аппарата
издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного
читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на
Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
- читать доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные
произведения (без отметочного оценивания);
- различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские
произведения;
- анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную
мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод,
определять композицию произведения, характеризовать героя;
- конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную
последовательность;
- сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения
одного жанра, но разной тематики;
- исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж,
интерьер).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
- сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную
(иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
- подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и
изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
- выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
- читать текст с разными интонациями, передавая своѐ отношение к событиям, героям
произведения;
- формулировать вопросы по основным событиям текста;
- пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
- выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее
настроение;
- сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:
- принимать цель чтения, удерживать еѐ в памяти, использовать в зависимости от учебной
задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
- оценивать качество своего восприятия текста на слух;
- выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
- участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинѐнного,
соблюдать равноправие и дружелюбие;
- в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать
(драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы;
выбирать роль, договариваться о манере еѐ исполнения в соответствии с общим
замыслом;
- осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части
работы, оценивать свой вклад в общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе
восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своѐ отношение в разных
видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражѐнных в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое
выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения в
темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от
эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к
учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов
России;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать
тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте
произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста
(вопросный, номинативный, цитатный);
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев,
составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между
поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по
контрасту);
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение
автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства
изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном
значении,
средств
художественной
выразительности
(сравнение,
эпитет,
олицетворение);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод,
смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы,
подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные
литературные понятия;
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учѐтом специфики учебного и художественного текстов;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие
эпизоды из произведения;
составлять
устные
и
письменные
высказывания
на
основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения
(не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение
прочитанного произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные
образовательные и информационные ресурсы, включѐнные в федеральный перечень.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1.
О Родине и еѐ истории
6
2.
Фольклор (устное народное творчество)
16
3.
Творчество И.А.Крылова
4
4.
Творчество А.С.Пушкина
9
5.
Картины природы в произведениях поэтов
и писателей ХIХ века
8
6.
Творчество Л.Н.Толстого
10
7.
Литературная сказка
9
8.
Картины природы в произведениях поэтов
и писателей XX века
10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
9.
Произведения
о
человека и животных
16
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
10.
Произведения о детях
18
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
11.
Юмористические произведения
6
взаимоотношениях
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
12.
Зарубежная литература
10
13.
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной литературой)
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Резервное время
10
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
8
0
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
3 класс
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Всего
Контрольные
Практические
работы
работы
1
Библиотека ЦОК
В мире книг. Книга как особый вид
https://m.edsoo.ru/f29f4fda
искусства
1
Библиотека ЦОК
Общее представление о первых
https://m.edsoo.ru/f29f5142
книгах на Руси, знакомство с
рукописными книгами
1
Библиотека ЦОК
Ценность чтения художественной
https://m.edsoo.ru/8bc47f96
литературы и фольклора, осознание
важности читательской деятельности
1
Библиотека ЦОК
Развитие
речи:
использование
https://m.edsoo.ru/8bc480a4
образных
слов,
пословиц
и
поговорок, крылатых выражений.
Книги и словари, созданные В.И.
Далем
1
Библиотека ЦОК
Художественные
особенности
https://m.edsoo.ru/8bc4aa16
волшебной сказки разного вида (о
животных, бытовые)
1
Библиотека ЦОК
Былина как народный песенный сказ
https://m.edsoo.ru/8bc4b27c
о
героическом
событии.
Фольклорные
особенности:
выразительность,
напевность
исполнения
1
Библиотека ЦОК
Характеристика главного героя (где
https://m.edsoo.ru/8bc4b420
жил,
чем
занимался,
какими
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
качествами обладал). На примере
образа Ильи Муромца
Описание картин природы как
способ рассказать в песне о родной
земле. Темы народных песен
Отражение нравственных ценностей
и правил в фольклорной сказке.
Русская народная сказка «Сестрица
Алѐнушка и братец Иванушка»
Осознание понятия трудолюбие на
примере народных сказок. Русская
народная
сказка
«Сестрица
Алѐнушка и братец Иванушка»
Особенности
построения
(композиция) волшебной сказки:
составление плана. Русская народная
сказка «Иван-царевич и Серый
Волк»
Иллюстрация как отражение сюжета
волшебной сказки. Картины В.М.
Васнецова,
иллюстрации
И.Я.
Билибина.
Характеристика героя, волшебные
помощники. Русская народная сказка
«Иван-царевич и серый волк»
Представление в сказке народного
быта и культуры. Русская народная
сказка «Сивка-бурка»
Пословицы народов России
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4af70
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4861c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ae44
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc48ab8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b10a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc483ec
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Устное
народное
творчество.
Характеристика
малых
жанров
фольклора: потешки, небылицы,
скороговорки, считалки…
Загадка как жанр фольклора,
знакомство с видами загадок
1
Тематическое повторение по итогам
раздела «Фольклор (устное народное
творчество)»
Работа с детскими книгами. Проект:
составляем словарь устаревших слов
Работа со словарѐм: язык былины,
устаревшие слова, их место и
представление
в
современной
лексике.
Проект
«Словарь
устаревших слов»
Историческая обстановка как фон
создания произведения. Былина
«Три поездки Ильи Муромца»
Сравнение средств создания пейзажа
в
тексте-описании,
в
изобразительном
искусстве,
в
произведениях
музыкального
искусства XIX-XX вв.
Средства
художественной
выразительности (эпитет, сравнение,
олицетворение)
в
лирических
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4875c
https://m.edsoo.ru/8bc4a610
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc48892
https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc489a0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc49cc4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4b542
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4bd94
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4dc98
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
произведениях поэтов XIX-XX веков
Описание картин осенней природы в
стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в
осени первоначальной…», «Листья»
Сравнение стихотворений об осени.
Произведения Ф.И. Тютчева «Есть в
осени первоначальной…» и А.Н.
Майкова «Осень»
Олицетворение как одно из средств
выразительности
лирического
произведения
Восприятие картин зимнего пейзажа
в стихотворениях А.А. Фета «Кот
поѐт, глаза прищуря», «Мама!
Глянь-ка из окошка…», И.С.
Никитина «Встреча зимы»
Слова, с помощью которых поэт
описывает и оживляет природу.
Стихотворения
И.З.
Сурикова
«Детство», «Зима»
Поэты о красоте родной природы.
Произведение
Н.А.
Некрасова
«Железная дорога» (отрывок)
Оценка чувств и настроения,
вызываемых
лирическим
произведением. Произведение Н.А.
Некрасова «Не ветер бушует над
бором…» (отрывок)
Наблюдение
за
словами
и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e24c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d676
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d784
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d43c
1
Библиотека ЦОК
32.
33.
34.
35.
36.
37.
выражениями, с помощью которых
создаются
картины
зимы.
Стихотворение И.А. Некрасова «Не
ветер бушует над бором…»
Использование с учѐтом учебных
задач аппарата издания (обложка,
оглавление, аннотация, предисловие,
иллюстрации).
Художникиллюстратор
А.С. Пушкин – великий русский
поэт
Восприятие пейзажной лирики А.С.
Пушкина: средства художественной
выразительности
(сравнение,
эпитет), рифма, ритм
Фольклорная основа литературной
сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
Знакомство с литературной сказкой
А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»: приѐм повтора как основа
изменения сюжета
Характеристика положительных и
https://m.edsoo.ru/8bc4d554
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f5142
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ca64
1
Библиотека ЦОК
38.
39.
40.
41.
42.
отрицательных героев, примеры
превращений и чудес в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
Наблюдение за художественными
особенностями текста сказки А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
Работа с детскими книгами. И.Я.
Билибин – иллюстратор сказок А.С.
Пушкина
Средства
художественной
выразительности в тексте сказки
А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»
Роль
интерьера.
Иллюстрации
Билибина (описание интерьера)
Составление
устного
рассказа
«Почему я люблю сказки А.С.
Пушкина»
https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c80c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cc80
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cb68
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f82c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4c938
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
Тематическое повторение по итогам
раздела «Творчество А.С. Пушкина»
И.А. Крылов – великий русский
баснописец. Иносказание в его
баснях
Осознание особенностей басни, как
произведения-поучения,
которое
помогает увидеть свои и чужие
недостатки
Знакомство с произведениями И.А.
Крылова. Явная и скрытая мораль
басен
Работа с басней И.А. Крылова
«Ворона и Лисица»: тема, мораль,
герои, особенности языка
Живописные
полотна
как
иллюстрация
к
лирическому
произведению: пейзаж
Жанровое
многообразие
произведений Л.H. Толстого: сказки,
рассказы, басни, быль
Наблюдение за художественными
особенностями рассказа-описания и
рассказа-рассуждения. Рассказ Л.Н.
Толстого «Лебеди»
Различение рассказчика и автора
произведения. Рассказ Л.Н. Толстого
«Акула»
Разные виды планов. Произведение
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4cd98
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d072
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d298
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4d194
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50358
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e35a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4e684
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a
1
Библиотека ЦОК
Л.Н. Толстого «Акула»
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Различение
художественного
и
научно-познавательного
текстов
Л.Н. Толстого «Лебеди» и «Зайцы»
Анализ сюжета были «Прыжок»
Л.Н. Толстого: главные герои,
отдельные эпизоды, составление
плана
Выделение структурных частей
композиции
(начало
действия,
завязка, кульминация, развязка)
произведения
Л.Н.
Толстого
«Прыжок»
Осознание
связи
содержания
произведения с реальным событием.
Быль «Прыжок» Л.Н. Толстого
Работа
с
детскими
книгами:
жанровое
многообразие
произведений Л.Н. Толстого
Тематическое повторение по итогам
раздела «Творчество Л.Н. Толстого»
Работа
с
детскими
книгами
«Литературные сказки писателей»:
составление аннотации
Создание образов героев-животных
в
литературных
сказках.
Произведение
Д.Н.
МаминаСибиряка «Сказка про храброго
https://m.edsoo.ru/8bc4e576
https://m.edsoo.ru/8bc4e972
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4eecc
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4e972
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4e45e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4eb98
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc4ed00
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f066
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc514ba
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
зайца...»
Особенности литературной сказки
В.М.
Гаршина
«Лягушкапутешественница»: анализ сюжета,
композиции
Осознание главной мысли (идеи)
сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»
Характеристика героя сказки В.М.
Гаршина
«Лягушкапутешественница», Д.Н. МаминСибиряк «Сказка про храброго
зайца…»
Судьбы крестьянских детей в
произведениях писателей. Рассказ
А.П. Чехова «Ванька»
Составление устного рассказа «Моя
любимая книга»
Научно-естественные сведения о
природе в сказке Максима Горького
«Случай с Евсейкой»
Средства
художественной
выразительности (эпитет, сравнение)
в лирических произведениях поэтов.
Произведение
Саши
Чѐрного
«Воробей»
Оценка чувств и настроения,
вызываемых
лирическим
произведением. Произведения Саши
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f958
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4ff70
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52806
https://m.edsoo.ru/8bc52bd0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4fe30
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc4f548
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5072c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50876
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
Чѐрного «Что ты тискаешь утѐнка...»
и «Слон»
Отражение
темы
Родина
в
произведении М.М. Пришвин «Моя
Родина»: роль и особенности
заголовка
Осознание нравственных ценностей
в произведениях о Родине: любовь к
родной стороне, гордость за красоту
и величие своей Отчизны. Любить
Родину – значит знать еѐ историю
Патриотическое
звучание
стихотворений
о
Родине.
Произведение
С.А.
Васильева
«Россия»: интонация, темп, ритм,
логические ударения
Репродукции
картин
как
иллюстрации к произведениям о
Родине
Создание
образа
Родины
в
произведениях
писателей.
И.С.
Никитин «Встреча зимы»
Раскрытие
главной
идеи
произведения
К.Д.
Ушинского
«Наше отечество»: чувство любви к
Родине, сопричастность к прошлому
и настоящему своей страны
Представление темы «Дети на
войне» в рассказе Л. Пантелеева «На
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc478de
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47a6e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47c76
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47d84
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc47b72
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52ebe
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53242
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
ялике»
Составление портрета главного
героя
рассказа
Л.А.
Кассиля
«Алексей Андреевич»
Осмысление поступков и поведения
главного героя рассказа Л.А.
Кассиля «Алексей Андреевич»
Восприятие картин природы в
стихотворениях
С.А.
Есенина
«Берѐза», «Черѐмуха» и другие
Работа со стихотворением С.А.
Есенина
«Берѐза»:
средства
выразительности в произведении
Работа с детскими книгами о братьях
наших меньших: написание отзыва
Животные в литературных сказках.
Произведение
И.С.
СоколоваМикитова «Листопадничек»
Поучительный смысл сказок о
животных. И.С. Соколов-Микитов
«Листопадничек»
Работа с детской книгой и
справочной литературой
Отражение нравственно-этических
понятий (любовь и забота о
животных) в рассказах писателей
Осознание понятий верность и
преданность животных
Взаимоотношения
человека
и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53364
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5347c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc501f0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51096
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc524d2
1
1
Библиотека ЦОК
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
животных – тема произведения Д.Н.
Мамин-Сибиряка «Приѐмыш»
Соотнесение заглавия и главной
мысли рассказа Д.Н. МаминСибиряка «Приѐмыш»
Обсуждение проблемы «Что значит
любить животных?» Рассказ В.Ю.
Драгунского «Он живой и светится»
Отражение темы дружба животных в
рассказах писателей. Произведение
К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»
Характеристика героев-животных,
их портрет в рассказах писателей.
Рассказ К.Г. Паустовского «Котворюга»
Работа
с
рассказом
К.Г.
Паустовского «Кот-ворюга»: анализ
композиции, составление плана
Произведения К.Г. Паустовского о
природе и животных. Главная мысль
(идея) рассказа «Барсучий нос»
Работа c произведением К.Г.
Паустовского
«Барсучий
нос»:
особенности
композиции,
составление плана рассказа
Особенности
композиции
в
рассказах о животных. Рассказ Б.С.
Житкова «Про обезьяну»
Создание
характеров
героев-
https://m.edsoo.ru/8bc525e0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc523ba
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5169a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc513ac
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51b04
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51e24
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51f46
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5218a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc522a2
1
Библиотека ЦОК
животных в рассказах писателей.
Рассказ
Б.С.
Житкова
«Про
обезьяну»
96. Рассказы писателей-натуралистов о
заботливом и бережном отношении
человека к животным, к природе
родного края
97. Тематическое повторение по итогам
раздела «Взаимоотношения человека
и животных»
98. Составление
устного
рассказа
«Любовь и забота о братьях наших
меньших»
по
изученным
произведениям
99. Звукопись,
еѐ
выразительное
значение
в
лирических
произведениях.
Чувства,
вызываемые
лирическими
произведениями.
С.Я.
Маршак
«Гроза днѐм», «Голос в лесу»
100. Создание
картин
природы
в
произведениях
поэтов.
Стихотворение
И.А.
Бунина
«Первый снег»
101. Наблюдение за описанием зимнего
пейзажа.
Стихотворение
С.Д.
Дрожжина «Зимний день»
102. Работа детскими книгами. Проект
«Составление сборника стихов»
https://m.edsoo.ru/8bc518de
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8bc519f6
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51c12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50bbe
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc504ac
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50e34
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc51294
103. Тематическое повторение по итогам
раздела «Картины природы в
произведениях поэтов и писателей
ХIХ – ХХ вв.»
104. Сравнение средств создания пейзажа
в
тексте-описании,
в
изобразительном
искусстве,
в
произведениях
музыкального
искусства XX в.
105. Выделение главной мысли (идеи) в
произведениях о детях
106. Работа с детскими книгами: авторы
юмористических рассказов
107. Нравственная оценка ситуаций,
поведения и поступков героев.
Произведение
М.М.
Зощенко
«Золотые слова»
108. Особенности
юмористических
произведений
(ирония)
М.М.
Зощенко
109. Основные
события
сюжета
произведения А.П. Гайдара «Тимур
и его команда» (отрывки)
110. Роль интерьера (описание штаба) в
создании
образов
героев
произведения А.П. Гайдара «Тимур
и его команда» (отрывки)
111. Нравственная оценка ситуаций,
поведения и поступков героев
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50aa6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc50984
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52928
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3ca2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3a5e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3b80
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53710
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc5434a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53850
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
произведения А.П. Гайдара «Тимур
и его команда» (отрывки)
Отражение в произведении важных
человеческих качеств: честности,
стойкости, ответственности. Рассказ
А.П. Платонова «Цветок на земле»
Деление
текста
на
части,
составление
плана,
выявление
главной мысли (идеи). Рассказ А.П.
Платонова «Цветок на земле»
Особенности внешнего вида и
характера
героя-ребѐнка.
А.П.
Платонов «Цветок на земле»
Особенности
юмористических
произведений Н.Н. Носова
Комичность как основа сюжета
рассказов Н.Н. Носова
Характеристика героя «Денискиных
рассказов» В.Ю. Драгунского
Средства выразительности текста
юмористического
содержания:
преувеличение. Произведения В.Ю.
Драгунского
Составление
юмористического
рассказа
Составление устного рассказа «Мой
любимый детский писатель» на
примере изученных произведений
Работа с книгами о детях: написание
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53a12
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc53bca
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc541a6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3db0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3ed2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc544a8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3630
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f3928
1
1
Библиотека ЦОК
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
отзыва
Тематическое повторение по итогам
раздела «Произведения о детях»
Работа с книгами о детях:
составление аннотации
Расширение знаний о писателях, как
переводчиках
зарубежной
литературы. Перевод С.Я. Маршака,
К.И. Чуковского
Волшебные предметы и помощники
в литературных сказках Ш. Перро
Особенности литературных сказок
Х.-К. Андерсена (сюжет, язык,
герои). Сказка «Гадкий утѐнок»
Особенности литературных сказок:
раскрытие
главной
мысли,
композиция, герои. Сказка Х.-К.
Андерсена «Гадкий утѐнок»
Взаимоотношения
человека
и
животных в рассказах зарубежных
писателей. Рассказ Джека Лондона
«Бурый волк»
Деление
текста
на
части,
составление
плана,
выявление
главной мысли (идеи) рассказа
Джека Лондона «Бурый волк»
Средства создания образов героевживотных в рассказах зарубежных
писателей. Рассказ Э. Сетон-
https://m.edsoo.ru/8bc52a40
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52da6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc52fd6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f430a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4422
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f41de
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4d8c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f488c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4544
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f29f4666
Томпсона «Чинк»
131. Осознание нравственно-этических
понятий: верность и преданность
животных. Рассказ Э. СетонТомпсона «Чинк»
132. Тематическое повторение по итогам
раздела «Зарубежная литература»
133. Составление устного рассказа «Мой
любимый детский писатель» на
примере изученных произведений
134. Осознание важности читательской
деятельности.
Работа
со
стихотворением Б.В. Заходера «Что
такое стихи»
135. Итоговая контрольная работа
136. Летнее чтение. Выбор книг на
основе рекомендательного списка и
тематического каталога
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f29f4774
1
1
1
1
1
1
1
136
8
0
ПРОВЕРЯЕМЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К
РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной
проверяемого
образовательной программы начального общего образования
результата
1.1
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений
1.2
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух
целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов
доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания)
1.3
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной
тематикой произведений
1.4
различать художественные произведения и познавательные тексты
1.5
1.6
1.7
1.8
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного
(прочитанного)
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о
животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать тему и главную мысль, определять последовательность
событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов
текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный)
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев,
сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по
предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); отличать
автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать
отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в
тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и
интерьера
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и
словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и
переносном значении, средств художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение)
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение)
участвовать
в
обсуждении
прослушанного
(прочитанного)
произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание
с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и
письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные
понятия
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего
лица
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учѐтом специфики учебного
и художественного текстов
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения
составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать
собственный письменный текст; составлять краткий отзыв о
прочитанном произведении по заданному алгоритму
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения
ориентироваться в книге по еѐ элементам (автор, название, обложка,
титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге
использовать справочные издания, в том числе верифицированные
электронные
образовательные
и
информационные
ресурсы,
включѐнные в федеральный перечень
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
3 КЛАСС
Код
Проверяемый элемент содержания
1
Произведения о Родине и еѐ истории (произведения одного-двух
авторов по выбору). К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин
«Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша
древняя столица» (отрывки) и другие (по выбору)
2
Фольклор (устное народное творчество)
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
4
5
6
7
8
Малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы,
скороговорки, загадки, по выбору). Виды загадок. Пословицы народов
России
Книги и словари, созданные В.И. Далем
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и
нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые,
волшебные), их художественные особенности. Русская народная сказка
«Иван-царевич и серый волк» и другие (по выбору)
Народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен.
Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной
земле
Былина как народный песенный сказ. Фольклорные особенности жанра
былин. Былина об Илье Муромце и другие (по выбору)
Творчество А.С. Пушкина
Лирические произведения А.С. Пушкина. Стихотворения «В тот год
осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по
выбору)
Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах (по выбору, например,
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Басни И.А. Крылова (не менее двух) Басни: «Ворона и Лисица»,
«Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору)
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ вв.
(произведения не менее пяти авторов по выбору). Ф.И. Тютчев «Есть в
осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поѐт, глаза прищуря»,
«Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин
«Берѐза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок
«Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору)
Произведения Л.Н. Толстого, их жанровое многообразие: сказки,
рассказы, басни, быль (не менее трѐх произведений). Л.Н. Толстой
«Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие
Литературная сказка (не менее двух сказок русских писателей) В.М.
Гаршин
«Лягушка-путешественница»,
И.С.
Соколов-Микитов
«Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по
выбору)
Произведения о взаимоотношениях человека и животных (по выбору,
9
10
11
11.1
11.2
11.3
12
не менее четырѐх произведений). Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г.
Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Приѐмыш» и другие (по выбору)
Произведения о детях (темы: «Разные детские судьбы», «Дети на
войне»). Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда»
(отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору)
Юмористические произведения (не менее двух произведений): М.М.
Зощенко, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский и другие (по выбору). В.Ю.
Драгунский «Денискины рассказы» (1 – 2 произведения), Н.Н. Носов
«Весѐлая семейка» и другие (по выбору)
Зарубежная литература
Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга
(произведения двух-трѐх авторов по выбору). Х.-К. Андерсен «Гадкий
утѐнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору)
Рассказы зарубежных писателей о животных
Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я. Маршак, К.И.
Чуковский, Б.В. Заходер
Сведения по теории и истории литературы. Автор, писатель.
Произведение. Жанры (стихотворение, басня, рассказ, повесть); жанры
фольклора малые (потешка, считалка, небылица, пословица, загадка,
народная песня, былина и другие). Фольклорная сказка (сказка о
животных, бытовая, волшебная) и литературная сказка. Идея. Тема.
Заголовок. Образ художественный. Литературный герой, персонаж,
характер. Рассказчик. Портрет героя. Ритм. Рифма. Строфа.
Содержание произведения, сюжет. Композиция. Эпизод, смысловые
части. Средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, эпитет). Проза и поэзия