РП по общеобразовательному предмету Русский язык для обучающихся 3 класса на 2025-2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») (далее соответственно –
программа по русскому языку, русский язык) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по русскому языку,
тематическое планирование, поурочное планирование, перечень (кодификатор)
распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования и элементов содержания по
русскому языку.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка,
характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися; место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных
действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами русского языка с учѐтом возрастных особенностей обучающихся
на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа по русскому языку на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне начального общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения

мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность самовыражения взглядов, мыслей, чувств,
проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
– приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
– овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
– овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
– использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
– развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературное чтение».
Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:

– реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к
достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных в ФГОС НОО;
– определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание
русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
– разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного
класса.
В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного предмета
на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения
обучающимися русского языка: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и
метапредметные результаты представлены с учѐтом методических традиций и
особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования.
Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года
русского языка.
Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного материала
по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учѐте
психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Программа по русскому языку предоставляет возможности для реализации
различных методических подходов к преподаванию русского языка при условии
сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
Содержание программы по русскому языку составлено таким образом, что
достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов
обеспечивает преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне
начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка – 675 (5 часов в
неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 часов, во 2 – 4 классах – по 170 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный
твѐрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный);
функции разделительных мягкого и твѐрдого знаков, условия использования на письме
разделительных мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах
с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс –
значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имѐн существительных. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Изменение имѐн существительных по
падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена
существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы
имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имѐн
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имѐн прилагательных на «-ий», «-ов»,
«-ин»). Склонение имѐн прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи.
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола.
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам,
числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица «не», еѐ значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи
между словами в предложении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространѐнные и нераспространѐнные.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами «и», «а», «но» и без
союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твѐрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных (на уровне
наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другие. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие:
формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским
языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема
текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов «и», «а»,
«но». Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение русского языка в 3 классе позволяет организовать работу над рядом
метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять общие и различные
грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять особенности
каждого типа текста;
сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по определѐнному грамматическому
признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак
группировки;
определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой
характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе
предложенных учителем критериев;
с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать действия по
изменению текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы об особенностях каждого из трѐх типов текстов, подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе
предложенных критериев).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата
наблюдения за языковыми единицами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование),
соответствующие ситуации общения;
подготавливать небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения,
выполненного мини-исследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу,
извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при
выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения
при списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или
проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с использованием предложенных
образцов;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность
выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять
самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха
деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы личностные результаты:
1) гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках
русского языка;
- проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в текстах, с
которыми идѐт работа на уроках русского языка;
2) духовно-нравственное воспитание:
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного
жизненного и читательского опыта;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3) эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
4) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
5) трудовое воспитание:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идѐт работа на уроках русского языка), интерес к
различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми
идѐт работа на уроках русского языка;
6) экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценность научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и другие); устанавливать аналогии
языковых единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,

исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги
и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
- подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного
задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;

- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибки;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
- объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
- производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);
- определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в словах; устанавливать
соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учѐтом функций букв «е»,
«ѐ», «ю», «я», в словах с разделительными «ь», «ъ», в словах с непроизносимыми
согласными;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать
однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина);
различать однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
- выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи;
- распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- определять значение слова в тексте;
- распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имѐн
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
- распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имѐн
прилагательных: род, число, падеж;
- изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в
соответствии с падежом, числом и родом имѐн существительных;
- распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в

прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем
времени – по родам;
- распознавать личные местоимения (в начальной форме);
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
- различать предлоги и приставки;
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения;
- находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые
согласные в корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий знак после шипящих на
конце имѐн существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со
словами;
- правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более 70 слов;
- писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом изученных правил
правописания;
- находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
- понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
- формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации
простые выводы (1-2 предложения);
- строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3–5 предложений на
определѐнную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета;
- определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов «и», «а», «но»);
- определять ключевые слова в тексте;
- определять тему текста и основную мысль текста;
- выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений
их смысловое содержание;
- составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
- писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
- объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные
понятия в процессе решения учебных задач;
- уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
1.
Общие сведения о языке
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Фонетика и графика

Всего
1

5

Состав слова

8

Морфология

43
13

Орфография и пунктуация

50

Развитие речи

30

Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

2

Лексика

Синтаксис

Количество часов
Контрольные работы Практические работы

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

2

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

3

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

18

1

170

11

0

Поурочное планирование по предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
3 класс
№
п/п

Тема урока

1.

Русский язык как государственный
язык Российской Федерации
Повторение по теме «Признаки
текста»
Повторение по теме «Основная
мысль текста»
Повторение по теме «Заголовок»

2.
3.
4.

Всего
1
1

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Дата изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ebc8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84228ae

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422d40

5.

6.

7.
8.
9.

Определение
типов
текстов:
повествование,
описание,
рассуждение
Отработка умения определять тип
текста (повествование, описание,
рассуждение)
Определение
типов
текстов:
обобщение
Корректирование
текстов
с
нарушенным порядком предложений
Предложение

1

Виды
предложений
по
цели
высказывания
и
интонации.
Коллективное составление рассказа
по картине
Обобщение
знаний
о
видах
предложений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423038

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84239ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423682

10.

11.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423826

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428268

12.
13.

Входная контрольная работа
Связь слов в предложении

1
1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423682

14.

Главные члены предложения

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8423d3a

15.

Подлежащее

1

16.

Сказуемое

1

17.

Подлежащее и сказуемое

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84248ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424a96

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424d3e

18.

Второстепенные члены предложения

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84252c0

Предложения распространѐнные и
нераспространѐнные
Однородные члены предложения

1

1

26.

Однородные члены предложения с
союзами и, а, но
Однородные члены предложения без
союзов
Повторение по разделу «Синтаксис.
Предложение и словосочетание»
Коллективное составление рассказа
по картине
Контрольный диктант по теме
«Предложение»
Лексическое
значение
слова.
Синонимы, антонимы
Работаем с толковыми словарями

27.

Прямое и переносное значение слова

1

19.
20.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426be8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8426dd2

21.
22.
23.

24.
25.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8426f80

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8422ac0

1
1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f168

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f938

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f50a

28.
29.

Наблюдаем за значениями слов в
тексте
Устаревшие слова (наблюдение)

1

Ключевые слова в тексте. Подробное
изложение с языковым анализом
текста
Части речи. Обобщение и уточнение
представлений об изученных частях
речи
Составление
плана
текста.
Составление предложений. Устное
описание картины
Однокоренные (родственные) слова;
признаки
однокоренных
(родственных) слов
Характеристика звуков русского
языка

1

Повторение
изученных
орфографических правил: гласные
после шипящих, буквосочетания чк,
чн, чт, щн, нч
Повторяем правописание слов с
разделительным мягким знаком
Соотношение
звукового
и
буквенного состава слов

1

План
текста.
повествовательного
вопросам
или

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f708

30.

31.

32.

33.

34.
35.

36.
37.

38.

Изложение
текста
по
коллективно

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843157a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e,
https://m.edsoo.ru/f84437ca

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421468

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841fb4a,
https://m.edsoo.ru/f841fe24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842009a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423f9c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84202ac,
https://m.edsoo.ru/f8420644,
https://m.edsoo.ru/f8420842,
https://m.edsoo.ru/f84209d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423272,
https://m.edsoo.ru/f84234ca

39.

40.

41.

42.
43.
44.

составленному плану
Различение однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями
Отработка
способов
решения
орфографической
задачи
в
зависимости от места орфограммы в
слове
Отработка
способов
решения
орфографической
задачи
в
зависимости от места орфограммы в
слове: трудные случаи
Контрольный диктант по теме
«Однокоренные слова»
Окончание как изменяемая часть
слова
Нулевое окончание

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8421800,
https://m.edsoo.ru/f8421238

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8426080

1

1
1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c110

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842163e

45.
46.
47.

48.
49.

Однокоренные слова и формы
одного и того же слова
Корень, приставка, суффикс –
значимые части слова
Выделение в словах с однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания,
корня,
приставки,
суффикса
Создание собственных текстовописаний. Устное описание картины
Состав слова: обобщение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842163e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84219d6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84222d2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84300e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84220ca

50.

Изложение
повествовательного
текста с опорой на предложенный
план

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426238

51.

52.
53.

54.

55.

56.

57.

58.
59.

60.

61.

Повторение по разделу «Состав
слова». Проектное задание «Семья
слов»
Контрольный диктант по теме
«Состав слова»
Повторяем
правописание
проверяемых безударных гласных в
корне слова
Повторяем
правописание
проверяемых
и
непроверяемых
безударных гласных в корне слова
Правописание
слов
с
двумя
безударными гласными в корне
слова
Закрепление способов проверки
написания
слов
с
двумя
безударными гласными в корне
слова
Повторяем правописание парных по
звонкости-глухости согласных в
корне слова. Составление текста на
основе личных наблюдений или по
рисунку
Непроизносимые согласные в корне
слова
Наблюдение
за
обозначением
буквами непроизносимых согласных
в корне слова
Отработка
написания
непроизносимых согласных в корне
слова
Контрольный диктант по теме
«Правописание
слов
с

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8421e54

1

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428c7c

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842da88

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842dcb8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842df92

1

1

62.
63.
64.
65.

66.

67.

68.

69.
70.
71.

орфограммами в корне»
Правописание слов с удвоенными
согласными
Отработка правописания слов с
удвоенными согласными
Написание текста по заданному
плану
Различные
способы
решения
орфографической
задачи
в
зависимости от места орфограммы в
слове: наблюдение за правописанием
суффиксов ость, ов и другие
Отработка
способов
решения
орфографической
задачи
в
зависимости от места орфограммы в
слове: закрепляем правописание
суффиксов
Различные
способы
решения
орфографической
задачи
в
зависимости от места орфограммы в
слове: правописание приставок
Отработка
способов
решения
орфографической
задачи
в
зависимости от места орфограммы в
слове: закрепляем правописание
приставок
Закрепляем
правописание
суффиксов и приставок
Продолжаем
учиться
писать
приставки: пишем приставки
Разделительный твѐрдый знак

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421c24

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b42c,
https://m.edsoo.ru/f842b648

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423f9c,
https://m.edsoo.ru/f8424190

72.

Знакомство с жанром объявления

1

73.

Объясняющий диктант по теме
«Правописание частей слова»
Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях
с
однородными
членами, не соединѐнными союзами
Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях
с
однородными
членами
Вспоминаем
нормы
речевого
этикета: приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ
Продолжаем учиться составлять
план текста. Составление и запись
текста по картине В.М. Васнецова
«Снегурочка»
Повторение
по
разделу
«Орфография»:
отработка
орфограмм, вызывающих трудности
Повторение
по
разделу
«Орфография»:
отработка
орфограмм, вызывающих трудности
Повторение по разделу «Развитие
речи»: работаем с текстами
Ознакомительное чтение: когда оно
нужно
Имя
существительное:
общее
значение, вопросы, употребление в
речи. Части речи
Имена
существительные
одушевлѐнные и неодушевлѐнные.
Подробное
изложение
по

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430904

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.
81.
82.

83.

1

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84276d8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427d36

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842730e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424f28

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422494

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84228ae

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428aec

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c750

84.
85.

самостоятельно
составленному
плану
Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план
Число имѐн существительных

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84296c2

86.

87.
88.
89.
90.
91.

92.
93.
94.

Имена
существительные
единственного и множественного
числа. Имена существительные,
имеющие форму одного числа
Изменение имѐн существительных
по числам
Имена существительные мужского,
женского и среднего рода
Род имѐн существительных
Мягкий знак после шипящих на
конце имѐн существительных
Закрепляем правило «Мягкий знак
после шипящих на конце имѐн
существительных»
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное»
Изложение текста с опорой на
коллективно составленный план
Падеж имѐн существительных

1

Создание собственных текстовповествований.
Составление
рассказа по картине
Падеж
имѐн
существительных:
именительный падеж
Падеж
имѐн
существительных:
родительный падеж

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429ec4

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84291f4

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429906

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8429cd0

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429adc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842900a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a086

95.

96.
97.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a23e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b152

98.
99.
100.
101.
102.
103.

104.
105.
106.

107.

108.

109.

110.

Падеж
имѐн
существительных:
дательный падеж
Пишем поздравительную открытку к
празднику 8 Марта
Падеж
имѐн
существительных:
винительный падеж
Падеж
имѐн
существительных:
творительный падеж
Падеж
имѐн
существительных:
предложный падеж
Изменение имѐн существительных
по падежам и числам (склонение).
Устное описание картины
Имена существительные 1, 2, 3-го
склонения
Изложение текста с опорой на
самостоятельно составленный план
Обобщение знаний об имени
существительном.
Коллективное
составление текста по картине (по
опорным словам)
Наблюдение
за
правописанием
безударных
окончаний
имѐн
существительных 1-го склонения
Правописание
безударных
окончаний имѐн существительных 1го склонения
Наблюдение
за
правописанием
безударных
окончаний
имѐн
существительных 2-го склонения
Правописание
безударных
окончаний имѐн существительных 2го склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b878

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430904

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842ba62

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bd28

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bf44

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428e2a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c32c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c53e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c958

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842cb2e

111. Наблюдение
за
правописанием
безударных
окончаний
имѐн
существительных 3-го склонения
112. Корректирование
текстов
с
нарушенным порядком абзацев
113. Правописание
безударных
окончаний имѐн существительных 3го склонения
114. Правописание
окончаний
имѐн
существительных во множественном
числе
115. Правописание
безударных
окончаний имѐн существительных:
систематизация знаний
116. Объяснительный диктант по теме
«Безударные гласные в падежных
окончаниях имѐн существительных»
117. Правописание
безударных
окончаний имѐн существительных:
обобщение
118. Повторение по теме «Правописание
безударных падежных окончаний
имен существительных»
119. Имя
прилагательное:
общее
значение, вопросы, употребление в
речи
120. Изобразительно-выразительные
средства в описательном тексте.
Работа с картиной
121. Изменение имѐн прилагательных по
родам
122. Зависимость
формы
имени
прилагательного от формы имени

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842d240

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842d47a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842e38e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842d682

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e56e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d894

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e974

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e758

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842eb5e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f036

существительного
123. Изменение имѐн прилагательных по
числам
124. Изменение имѐн прилагательных по
падежам. Начальная форма имени
прилагательного
125. Склонение имѐн прилагательных

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842edb6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842f3a6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842fbda

126. Значения имѐн прилагательных
127. Наблюдение за значениями имѐн
прилагательных
128. Значения имѐн прилагательных:
обобщение.
Устное
описание
картины
129. Наблюдение
за
правописанием
окончаний имѐн прилагательных в
единственном числе
130. Наблюдение
за
правописанием
окончаний имѐн прилагательных во
множественном числе
131. Правописание
окончаний
имѐн
прилагательных в единственном и во
множественном числе
132. Обобщение знаний о написании
окончаний имѐн прилагательных
133. Контрольный диктант по теме
«Правописание
безударных
падежных
окончаний
имен
прилагательных»
134. Обобщение знаний о написании
окончаний имѐн существительных и
имѐн прилагательных
135. Местоимение (общее представление)

1
1
1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842f6f8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842fa4a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f842fea0

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8430332

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430ff8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84311d8

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f84313a4

136. Личные местоимения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431746

137. Как
изменяются
личные
местоимения
138. Повторение по теме «Изменение
личных местоимений»
139. Употребление личных местоимений
в речи
140. Правописание
местоимений
с
предлогами
141. Правописание местоимений
142. Знакомство с жанром письма

1

143. Учимся писать письма

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843191c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431d40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431b06

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843233a

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84324ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843260a

144. Использование личных местоимений
для
устранения
неоправданных
повторов в тексте
145. Наблюдение за связью предложений
в тексте с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и,
а, но
146. Глагол: общее значение, вопросы,
употребление в речи
147. Значение и употребление глаголов в
речи.
Составление
текста
по
сюжетным рисункам
148. Неопределѐнная форма глагола

1

149. Изменение глаголов по числам

1

150. Настоящее время глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84321b4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431fd4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432768

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432a1a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432d80

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f843303c

151. Будущее время глаголов

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8433500

152. Прошедшее
время
глаголов.
Составление текста-рассуждения по
заданной теме
153. Наблюдение за связью предложений
в
тексте.
Устный
пересказ
повествовательного
текста
по
опорным словам и самостоятельно
составленному плану
154. Род глаголов в прошедшем времени

1

155. Наблюдение
за
написанием
окончаний глаголов в прошедшем
времени
156. Род глаголов в прошедшем времени

1

157. Частица не, еѐ значение

1

158. Правописание
частицы
не
с
глаголами
159. Создание собственных текстоврассуждений. Составление советарассуждения
с
использованием
побудительных
предложений
и
глаголов с частицей НЕ
160. Правописание глаголов

1

161. Повторение по теме «Правописание
глаголов»
162. Контрольный диктант по теме
«Правописание глаголов»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843337a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8433e88

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8434072

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f843422a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84343e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434784

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8433cda

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8433924

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433af0

1

1

163. Систематизация
изученного
материала по теме «Части речи»
164. Подробное
изложение
повествовательного текста
165. Наблюдение за связью предложений
в тексте с помощью союзов и, а, но.
Корректирование
текста
с
нарушенным порядком абзацев
166. Повторение правописания слов с
изученными орфограммами в корне,
приставках, окончаниях
167. Итоговый контрольный диктант
168. Повторение правописания слов с
изученными орфограммами
169. Повторение
по
разделу
«Орфография»:
отработка
орфограмм, вызывающих трудности
170. Как помочь вести диалог человеку,
для которого русский язык не
является
родным.
Изучающее
чтение. Функции ознакомительного
чтения, ситуации применения
Общее количество часов по программе

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8434c84

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423b6e

1

1

1
1

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8425cca

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8425ea0

170

11

0

ПРОВЕРЯЕМЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К
РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
Код проверяемого Проверяемые предметные результаты освоения основной
результата
образовательной программы начального общего образования
1
Фонетика. Графика. Орфоэпия
1.1
Характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в
слове по заданным параметрам
1.2
Производить звукобуквенный анализ слова (в словах с
орфограммами; без транскрибирования)
1.3
Определять функцию разделительных мягкого и твѐрдого знаков в
словах
1.4
Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том
числе с учѐтом функций букв е, ѐ, ю, я, в словах с разделительными
ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными
1.5
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
2
Лексика
2.1
Выявлять случаи употребления синонимов и антонимов
2.2
Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи
2.3
Распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном
значении (простые случаи)
2.4
Определять значение слова в тексте
2.5
Уточнять значение слова с помощью толкового словаря
2.6
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
3
Состав слова (морфемика)
3.1
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
(без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы
3.2
Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс
3.3
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
4
Морфология
4.1
Распознавать имена существительные
4.2
Определять грамматические признаки имѐн существительных: род,
число, падеж
4.3
Склонять в единственном числе имена существительные с ударными
окончаниями
4.4
Распознавать имена прилагательные
4.5
Определять грамматические признаки имѐн прилагательных: род,
число, падеж
4.6
Изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в

4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1

6.2
6.3
6.4
6.5
7
7.1
7.2
7.3

единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом
имѐн существительных
Распознавать глаголы
Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»
Определять грамматические признаки глаголов: форму времени,
число, род (в прошедшем времени)
Изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем
времени – по родам
Распознавать личные местоимения (в начальной форме)
Использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов в тексте
Различать предлоги и приставки
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Синтаксис
Определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске
Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения
Распознавать распространѐнные и нераспространѐнные предложения
Объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Орфография и пунктуация
Применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в
корне слова; разделительный твѐрдый знак; мягкий знак после
шипящих на конце имѐн существительных; не с глаголами;
раздельное написание предлогов со словами
Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила
Правильно списывать слова, предложения, тексты объѐмом не более
70 слов
Писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов с учѐтом
изученных правил правописания
Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки
Развитие речи
Понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию
Формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1 – 2 предложения)
Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3 –
5 предложений на определѐнную тему, по результатам наблюдений)
с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации

7.4

7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10

Создавать небольшие устные и письменные тексты (2 – 4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение,
благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета
Определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но)
Определять ключевые слова в тексте
Определять тему текста и основную мысль текста
Выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых
слов или предложений их смысловое содержание
Составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать
текст
Писать подробное изложение по заданному, коллективно или
самостоятельно составленному плану

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
3 КЛАСС
Код
Проверяемый элемент содержания
1
Фонетика. Графика. Орфоэпия
1.1
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный
(безударный); согласный твѐрдый (мягкий), парный (непарный);
согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции
разделительных ь и ъ, условия использования на письме
разделительных мягкого и твѐрдого знаков (повторение изученного)
1.2
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными
1.3
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами
1.4
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка
(на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)
1.5
Использование орфоэпического словаря для решения практических
задач
2
Лексика
2.1
Повторение: лексическое значение слова
2.2
Прямое и переносное значение слова (ознакомление)
2.3
Устаревшие слова (ознакомление)
3
Состав слова (морфемика)
3.1
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи);
окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного)
3.2
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
3.3
Корень, приставка, суффикс – значимые части слова
3.4
Нулевое окончание (ознакомление)
3.5
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса
4
Морфология
4.1
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи
4.2
Имена существительные единственного и множественного числа
4.3
Имена существительные мужского, женского и среднего рода
4.4
Падеж имѐн существительных. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное
4.5
Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение).
Имена существительные 1-го, 2-го, 3го склонений
4.6
Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные
4.7
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного

4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6
6.1

6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
7
7.1

Изменение имѐн прилагательных по родам, числам и падежам (кроме
имѐн прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имѐн прилагательных
Местоимение (общее представление)
Личные местоимения, их употребление в речи
Использование личных местоимений для устранения неоправданных
повторов в тексте
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи
Неопределѐнная форма глагола
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов
Изменение глаголов по временам, числам
Род глаголов в прошедшем времени
Частица не, еѐ значение
Синтаксис
Предложение
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения (без деления на виды)
Предложения распространѐнные и нераспространѐнные
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но
и без союзов
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных
текстов (повторение и применение на новом орфографическом
материале)
Использование
орфографического
словаря
для
определения
(уточнения) написания слова
Разделительный твѐрдый знак
Непроизносимые согласные в корне слова
Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных
Безударные гласные в падежных окончаниях имѐн существительных
(на уровне наблюдения)
Безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (на
уровне наблюдения)
Раздельное написание предлогов с личными местоимениями
Непроверяемые
гласные
и
согласные
(перечень
слов
в
орфографическом словаре учебника)
Раздельное написание частицы не с глаголами
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,
извинение, благодарность, отказ и другие

7.2
7.3

7.4
7.5

7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения
Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать
собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности;
контролировать (устно координировать) действия при проведении
парной и групповой работы
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану
Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но
Ключевые слова в тексте
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа
Жанр письма, объявления
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану
Изучающее чтение
Функции ознакомительного чтения, ситуации применения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».