Пояснительная записка Программа разработана с учетом требований Федерального государственного Общеобразовательного основного общего образования, с учетом требований, предъявляемых к предметным результатам по математике выпускника основной школы; рассчитана на обучающихся 8-9-х классов, обладающих определенным багажом знаний, полученных на уроках математики. Занятия готовят обучающихся к сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ), способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности данного направления, дают возможность расширить знания и умения, полученные в процессе учебы, создают условия для всестороннего развития личности. Они также являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся, она направлена на развитие и повышение уровня предметных результатов по предмету математика, логического мышления, умений и способностей обучающихся. Руководителем программы подбираются задания таким образом, что рассмотрение предшествующих задач влияет на успешность решения последующих. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся. К начальной группе отнесены задачи, ставящие своей целью усвоение основных математических понятий, необходимых для решения задач по данной теме. Следующая группа включает в себя специальные задачи, в процессе решения которых ученики обращают внимание на свою деятельность по поиску решения, а не ответа частной задачи. На занятиях учащиеся знакомятся с алгоритмами решения заданий, как обобщенными, так и частными, предназначенными для решения по конкретной теме курса математики. В конце занятия руководитель рекомендует занятия для самостоятельного решения. Цель: содействие успешному прохождению государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ, формированию у школьников научного воображения и интереса к изучению математики, формированию формально–логического и алгоритмического мышления, пониманию сущности применяемых математических моделей, формированию познавательной активности. Задачи: 1.Повысить результативность обучения математике, создать ситуацию успеха. 2.Создать условия для развития личности и формирования ключевых компетенций обучающихся. 3.Развивать интерес к математике и решению математических (в том числе практических) задач. 5.Формировать представление о постановке классификации, приемах и методах построения графиков функций. 6.Совершенствовать знания путем решения задач за рамками учебной программы. 7.Создать ситуацию успешности в обучении при достижении конкретных положительных результатов. Особенности программы Данная программа является практико–ориентированной, объединяет в себе вопросы теоретической и практической подготовки обучающихся по курсу математики основного общего образования. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 14 – 16 лет, обучающиеся 8-9-х классов. Сроки реализации программы: 2 года, 68 учебных недель, 68 часов (1 час в неделю) Оборудование центра «Точка роста»: Компьютерное оборудование, ноутбук, мультимедийный проектор. Примерный перечень характеристик формируется с учетом положений КТРУ, СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". При формировании примерных характеристик также возможно использование положений приказа Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.09.2021 № 634/925 «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением» Формы и режим занятий. Беседа, лекция, круглый стол, семинар, деловая игра, практические занятия, исследовательские проекты, дискуссии. Формы работы предполагают самостоятельную работу и проектную деятельность. 2. Планируемые результаты освоения курса «Функции и графики» Личностные результаты: -умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; -креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Метапредметные: -умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Предметные: -знать определение функции, различные способы задания функции (табличный, графический, аналитический, словесный); терминологию(аргумент, значение функции, график функции, область определения и др.); свойства функций; определения линейной, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной, степенной функции и способы их графического представления; алгоритмы построения графиков различных функций; роль элементарных функций в изучении явлений реальной действительности в практической деятельности человека. 4. Содержание курса внеурочной деятельности: МОДУЛЬ I. «Функции» 8 КЛАСС (34 часа) Повторение и обобщение темы «Функции», изученной в 7 классе. (8ч.) Числовые функции. Область определения и область значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функции: четность, нечетность. Нули функции, интервалы знакопостоянства, возрастание и убывание, наибольшее и наименьшее значения. Схема исследования функции. Линейная функция, ее свойства и график. Функции, содержащие знак модуля. Функции у=х² и у = х³, их свойства, графики. (8ч) Графики функций и их преобразования 10ч. Построение графиков функций вида: y=f(x)+b. Построение графиков функций вида: у=f(х+а)+b. Построение графиков функций вида: у = f(-x), у = - f(x). Построение графиков функций вида: у=f(aх), у=af(x). Построение по графикам функций вида: у=f(х) и у=f2(х) графиков функций: y=f1(х)+f2(x), у=f1(х)-f2(x). Построение по графикам функций вида: у =f1(х) и у=f2(х) графиков функций: y=f1(х)*f2(x). Построение по графикам функций вида: у =f1(х) и у =f2(х) графиков функций: y=f1(x)/f2(x). Построение графиков функций вида: y=f(|x|). Построение графиков функций вида: y=|f(x)| Построение графиков функций вида: y=|f(|x|)| Изучение новых функций. Использование аппарата алгебры при построении графиков различных функций 13ч. Функция y=x ее свойства, график. Функции, при построении графиков которых используются преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у=ах²+bх+с. Построение графика квадратной функции с использованием метода выделения полного квадрата. Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси О х. Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси Оу. Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси О х и сдвига оси О у. Функции, при построении графиков которых используется разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Функция у=k/x, ее свойства и график. Построение графика функции y=k/x. Дробно-рациональные функции. Непрерывность функции. Вертикальные и горизонтальные асимптоты. Повторение. Систематизация изученного материала (3 ч.) Построение линейной функции. Построение квадратичной функции. Построение функции y=k/x. МОДУЛЬ II. «Графики» 9 КЛАСС (34 часа) Квадратичная функция (12ч) Определение и свойства функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований. Определение и свойства функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований. Функции, содержащие модуль. Построение функций, содержащих модуль. Квадратичная функция. Ее свойства и график. Построение графика квадратичной функция. Описание её свойств. Графики уравнений. Функции, при построении которых используется решение равенств второй степени с одной переменной. Построение графиков функций, в которых используется решение неравенств второй степени с одной переменной. Применение свойств квадратичной функции к решению задач. Применение свойств квадратичной функции к решению задач с параметрами. Степень с рациональным показателем (6 ч.) Функция y=xⁿ, ее свойства и график. Построение графика функции y=xⁿ и описание ее свойств. Функции, при построении графиков которых используется свойство арифметического корня n-ой степени. Построение графиков функций, в которых используется свойство арифметического корня n-ой степени. Методы построения графиков функций без использования производной (6 ч.) Понятие о пределе функции. Построение графиков функции вида y=f(kx+b). Построение графиков функции вида y=f(kx+b). Функции вида y=f(ax²+bx+c) и ее график и свойства. Построение графиков функции вида y=f(ax²+bx+c). Построение и описание графиков функции вида y=f(ax+b/cx+b). Описание графиков функций вида y=f(ax+b/cx+b) Простейшие неэлементарные функцuu (6 ч.) Описание графиков функций вида y=f(ax+b/cx+b). Кусочно – непрерывные функции. Построение графиков кусочно – непрерывных функций. Функции y={x}, y=[x]. Свойства и графики функций вида y={x}, y=[x]. Построение графиков функций двух видов y={f(x)}, y=[f(x)]. Обобщающее повторение темы «Графики и функции» (5 ч.) Описание графиков функций двух видов y={f(x)}, y=[f(x)]. Обобщающее повторение по курсу. Зачетная работа. Анализ зачетной работы. Итоговое занятие. 5. Тематическое планирование Модуль I. «Функции» № п/п 1 2 3 Тема Форма занятия Количество часов Повторение и обобщение темы «Функции», изученной в 7 классе (8ч) Числовые функции. Область Теория 1 определения и область значений функции. Беседа. 1 Способы задания функции. Практическая работа График функции.* 1 Свойства функции: четность, Беседа, нечетность.* Практическая работа Беседа. 1 Нули функции, интервалы Практическая работа знакопостоянства, возрастание и убывание, наибольшее и наименьшее значения.* 5 Схема исследования функции. Исследовательская работа 1 6 Беседа. 1 Линейная функция, ее свойства и график.* Практическая работа 7 Беседа. 1 Функции, содержащие знак Практическая работа модуля.* 8 Беседа. Практическая 1 Функции у=х2 и у = х3, их работа свойства, графики.* Графики функций и их преобразования(10ч) 9 Практика 1 Построение графиков функций вида: y =f(x)+b* 10 Практика 1 Построение графиков функций вида: у=f(х+а)+b.* 11 Практика 1 Построение графиков функций вида: у=f(-x) , у=-f(x).* 12 Практика 1 Построение графиков функций вида: у=f(aх) , у=af(x).* 13 Практика 1 Построение по графикам функций вида: у=f1(х) и у=f2(х) графиков функций: y=f1(х)+f2(x) , у=f1(х)-f2(x).* 14 Беседа. 1 Построение по графикам Практическая работа функций вида: у=f1(х) и =f2(х) графиков функций: y=f1(х)*f2(x).* 15 Беседа. 1 Построение по графикам Практическая работа функций вида: у=f1(х) и у=f2(х) графиков функций: y=f1(x)/f2(x).* 16 Практика 1 Построение графиков функций вида: y=f(|x|)* 17 Практика 1 Построение графиков функций вида: y=|f(x)|* 18 Практика 1 Построение графиков функций вида: y=|f(|x|)|* Изучение новых функций. Использование аппарата алгебры при построении графиков различных функций (13ч) 19 Беседа. 1 Функция y=x ее свойства, Практическая работа график.* 20 Беседа. 1 Функции, при построении Практическая работа графиков которых используются преобразования выражений, содержащих квадратные корни.* 21 Беседа. 1 Функция у =ах²+bх+с.* Практическая работа 22 Беседа. 1 Построение графика Практическая работа квадратной функции с использованием метода выделения полного квадрата.* 4 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Практика Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси Ох.* Практика Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси Оу.* Практика Построение графика квадратной функции с использованием метода сдвига оси Ох и сдвига оси Оу.* Беседа. Функции, при построении Практическая работа графиков которых используется разложение квадратного трехчлена на линейные множители.* Беседа. Практическая Функция у = k/x, ее свойства и работа график* Практика Построение графика функции y=k/x* Практика Дробно-рациональные функции.* Практика Непрерывность функции.* Практика Вертикальные и горизонтальные асимптоты.* Повторение. Систематизация изученного материала (3 ч.) Практика Построение линейной функции.* Практика Построение квадратичной функции.* Практика Построение функции y=k/x.* Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Модуль II. «Графики» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Форма занятия Определение и свойства функции. Круглый стол Беседа. Построение графиков функций с Практическая работа помощью геометрических преобразований.* Беседа. Определение и свойства Практическая работа функции. Построение графиков функций с помощью геометрических преобразований.* Беседа. Функции, содержащие модуль.* Практическая работа Практика Построение функций, содержащих модуль.* Практика Квадратичная функция. Ее свойства и график.* Практика Построение графика квадратичной функция. Описание её свойств.* Беседа. Графики уравнений.* Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Практическая работа Беседа. Функции, при построении Практическая работа которых используется решение неравенств второй степени с одной переменной* Практика Построение графиков функций, в которых используется решение неравенств второй степени с одной переменной* Беседа. Применение свойств Практическая работа квадратичной функции к решению задач.* Беседа. Применение свойств Практическая работа квадратичной функции к решению задач с параметрами.* Исследовательская работа Функция y=xⁿ , ее свойства и график* Беседа. Построение графика функции Практическая работа y=xⁿ и описание ее свойств. Беседа. Функция y= п х , ее свойства и Практическая работа график* Беседа. Построение графика функции y= п Практическая работа х , и описание ее свойств.* Практика Функции, при построении графиков которых используется свойство арифметического корня n-ой степени.* Практика Построение графиков функций, в которых используется свойство арифметического корня n-ой степени.* Беседа. Понятие о пределе функции. Практическая работа Построение графиков функции вида y=f(kx+b)* Беседа. Построение графиков функции Практическая работа вида y=f(kx+b)* Беседа. Функции вида y=f(ax2+bx+c) и ее Практическая работа график и свойства.* Беседа. Построение графиков функции Практическая работа вида y=f(ax²+bx+c)* Беседа. Построение и описание графиков Практическая работа функции вида y=f(ax+b/cx+b)* Беседа. Описание графиков функций Практическая работа вида y=f(ax+b/cx+b)* Беседа. Кусочно – непрерывные Практическая работа функции.* Беседа. Построение графиков кусочно – Практическая работа непрерывных функций.* Беседа. Функции y={x}, y=[x].* Практическая работа Беседа. Свойства и графики функций Практическая работа вида y={x}, y=[x].* 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34 Построение графиков функций двух видов y={f(x)}, y=[f(x)].* Описание графиков функций двух видов y={f(x)}, y=[f(x)]. Обобщающее повторение по курсу.8 Зачетная работа. Анализ зачетной работы. Итоговое занятие. Беседа. Практическая работа Беседа. Практическая работа Беседа. Практическая работа Практическая работа 1 1 1 1 1 1 *Шрифтом выделены уроки, проводимые с оборудованием центра «Точка роста» Список использованной литературы: 1. Дмитриева Н.Л. «Сборник задач по алгебре», учебное пособие для учащихся 8- 9 кл., Боровичи, БПК 2015.-36с. 2. Минаева С.С., Колесникова Т.Ц. «Типовые тестовые задания для ГИА по математике в 9 классе», М., Издательство «Экзамен», 2017. - 62с. 3. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс /Л.В.Кузнецова, Е.АБуиншшия, С.Б.Суворова. М., Дрофа, 2016.192с. 4. Блинков А.Д., Блинков Ю. А. «Геометрические задачи на построение» МЦНМО, М., 2015г. Интернет ресурсы (общеобразовательные сайты): 1. https://statgrad.org/ 2. http://fipi.ru/ 3. Портал Math.ru: http://www.math.ru/