Пояснительная записка С ростом доступности сетевых технологий (Интернет) и технологий связи (мобильных телефонов) наступило время «демократизации» видеотворчества, как средство коммуникации и социализации. С ростом научно-технического прогресса увеличивается поток необходимых базовых знаний, преподаваемых в школе. Для их лучшего усвоения применяются различные системы синтеза гуманитарных и технических наук. Считается, что дополнительное образование в учебных заведениях системы образования должно ориентироваться на подготовку молодого поколения по массовым профессиям, востребованных рынком, в соответствии со своими склонностями. Акцент при этом необходимо делать на использование современных информационных технологий. В этой связи имеет смысл организовать в учебных заведениях фото/видео студии. Трудно найти ребёнка, который бы не любил фото и кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно даёт им и героев для подражания, и темы для игр. Искусство кино позволяет формировать творческие способности детей посредством синтеза науки и искусства. Оно дает детям уникальное умение видеть красоту в окружающем мире и необычное в обычном. Школьная студия анимации, выпускающая продукцию для сверстников – благоприятнейшая среда для серьезной профессиональной подготовки нового поколения активной молодежи, которая сочетается с активной социально полезной деятельностью и объединяет обучающихся вокруг интересных масштабных дел. Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий. Тем самым позволяет раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уровне различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир и т.д. Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию. В соответствии с ФГОС метапредметные результаты должны отражать активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. ИКТ-компетентность обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с различными источниками информации, что является одним из образовательных результатов согласно требований стандарта. Применение ИКТ-компонента позволяет увеличить объём информации, более активно организовать познавательную деятельность, приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к знаниям. Цель: создание условий для творческой самореализации детей и развития основ технического мышления через создание анимационных проектов, основанных на использовании компьютерной графики. Задачи: Научить создавать анимацию в программах Photoshop, Adobe Flash CS. Создавать и монтировать видео в программах Киностудия, Windows Movie Maker. Развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий. Приобщить к проектно-творческой, исследовательской деятельности. Воспитать творческую личность, умеющую ориентироваться в современном обществе. Воспитать и развить информационную культуру учащихся, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативные навыки, трудолюбие. Познакомить обучающихся с профессиями, связанными с созданием мультфильмов. Образовательная программа знакомит учащихся с современными программными продуктами, развивает конструктивное созидательное мышление, воспитывает у школьников коммуникабельность посредством творческого общения старших и младших детей в коллективе, оказывает помощь в выборе будущей профессии. При составлении и реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Занятия строятся в такой форме, чтобы у учащихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами фотосъемки, видеосъемки, обработке фотоматериалов, монтажа и создания видеороликов, кроме этого, программа способствует формированию навыков режиссерской работы. Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является обработанная фотография, созданный коллаж, цифровой фильм, мультфильм, анимация. Направленность: техническая. Возраст обучающихся: учащиеся 5-6 классов (11 -12 лет). Режим занятий: на реализацию программы отводится 1 академический час в неделю (всего 34 часа в год). Срок реализации: 1 год. Формы проведения занятий: беседы, лекции, игры, практические занятия, самостоятельная работа, презентации. Формы контроля: учебные мини-проекты, итоговый проект, участие в конкурсах. В основу курса положено обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому видеомонтажу. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Выполнение индивидуальных проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией. Материально-техническое обеспечении реализации дополнительной программы осуществляется с помощью оборудования «Точка Роста»: компьютерное оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, многофункциональное устройство). Примерный перечень характеристик формируется с учетом положений КТРУ, СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". При формировании примерных характеристик также возможно использование положений приказа Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.09.2021 № 634/925 «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением» (Зарегистрирован 16.12.2021 № 66360). Планируемые результаты освоения курса. Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п\п 1 2 3 4 Название раздела темы всего Вводное занятие Понятие анимации и мультипликации. Основы анимации в программе AdobePhotoshop Создание видеороликов в программе Киностудия, Windows Movie Maker Количество часов теория практика 1 1 1 1 - Формы аттестации/контроля Тест Опрос 18 2 16 Практическая работа 14 2 12 Практическая работа 34 6 28 Содержание учебного плана 1.Вводное занятие. Знакомство с группой. Режим работы объединения, правила поведения учащихся. Введение в образовательную программу. Организационные вопросы. Вводный инструктаж по правилам техники безопасности в компьютерном классе. Практическая работа. Входящая диагностика. 2.Понятие анимации и мультипликации. Понятие «Анимация» и «Мультипликация». История развития мультипликации в мире. Основные принципы анимации. Лучшие мультфильмы в истории анимации. Виды анимации. Техники анимации. Практическая работа: Знакомство с устройствами движущихся картинок. Мастерская игрушек. Подведение итогов: Проверочная работа: Викторина на знание истории анимации и мультипликации. 3. Знакомство с профессиями в мультипликации. Знакомство с профессиями, связанными с созданием мультфильмов и кино (3Dаниматор, мультипликатор, режиссёр анимации и режиссёр компьютерной графики, webдизайнер). Видео-экскурсия на студию анимации и мультипликации. Практическая работа: Поэтапное создание мультфильма. Игра-викторина «В мире анимации». Приёмы создания проекта в программах для создания анимации. Подведение итогов: Проверочная работа: Опрос на знание профессий в кинопроизводстве. 4. Основы анимации в программе Adobe Flash CS. Назначение программы. Интерфейс программы. Работа с панелями. Рисование в программе. Принципы анимации. Практическая работа: Создание графических элементов. Трансформация объектов. Покадровая анимация. Анимация движения. Анимация формы. Подведение итогов: Проверочная работа: Создание анимации. 5. Создание видеороликов в программе Киностудия. Работа с панелью инструментов. Загрузка фотографий и видео. Средства для работы с видео. Анимация. Визуальные эффекты. Работа с текстом. Работа со звуком. Работа с закадровым текстом. Запись и сохранение фильма. Публикация фильма в интернете. Запись видеоролика на диск. Обработка фотографий в программе. Практическая работа: Создание видео из фотографий. Наложение эффектов. Подведение итогов: Проверочная работа: Создание видеороликов для сайта Центра. Подведение итогов работы за год. Чему мы научились в творческом объединении за этот год. Анализ проделанной работы. Тематическое планирование Класс 5-6 класс Количество часов (годовых / недельных) 34/1 № п/п Раздел/Тема урока Кол-во часов Вводное занятие (1 час) 1. Введение. Техника безопасности. 1 Понятие анимации и мультипликации (1 час) 2 Понятие анимация и мультипликация. Знакомство с профессиями в мультипликации. 1 Основы анимации в программе Adobe Photoshop (18 часов) 3 Основы анимации в программе Adobe Flash CS. 1 4 Назначение и возможности редактора Adobe Photoshop. 1 5 Интерфейс редактора Adobe Photoshop. 1 1 6 Создание нового документа. Палитры. Инструменты рисования.* Создание нового документа. Палитры. Инструменты рисования.* 1 7 Размеры изображений и холста. Масштаб изображения.* 1 8 9 Инструмент «Кисть». Настройка кистей.* 1 10 Динамика кисти.* 1 11 Создание кистей. Сохранение кистей.* 1 12 Ластики.* 1 13 Инструмент «Штамп». Клонирующий штамп.* 1 14 Инструмент «Заливка». Градиентная заливка.* 1 15 Создание нового градиента.* 1 16 Инструменты выделения «Область».* 1 17 «Лассо». Настройки лассо.* 1 18 Инструмент «Волшебная палочка».* 1 19 Текстовые слои. Работа с текстом.* 1 20 Создание коллажа.* 1 Дата Создание видеороликов в программе Киностудия, Windows Movie Maker (14 часов) 21 Создание видеороликов в программе Киностудия.* 1 22 Процесс создания видеофильма.* 1 23 Подготовка клипов.* 1 24 Монтаж фильма вручную.* 1 25 Использование видеоэффектов.* 1 26 Добавление видеопереходов.* 1 27 Вставка титров и надписей.* 1 28 Добавление фонового звука.* 1 29 Автоматический монтаж.* 1 30 Сохранение фильма.* 1 31 Работа над проектом.* 1 32 Работа над проектом.* 1 33 Работа над проектом.* 1 34 Защита итоговой работы. 1 Шрифтом выделены уроки, проводимые с оборудованием «Точка роста» Учебно-методическое обеспечение курса 1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил. 2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил. Программное обеспечение курса AdobePhotoShop - самая популярная в мире программа редактирования изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов. Список рекомендуемой литературы Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил. 2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. — Минск, ООО Попурри, 1997. 3. Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП, 1995. 4. ТайцA.M., Тайц А.А. AdobePhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 1.